О работе «Общественной приемной» Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького рассказывает Наталья Николаевна Федотова, главный специалист организационного отдела библиотеки им. А.М. Горького
Пермская краевая библиотека им. А.М. Горького уже долгое время проводит мероприятия, посвященные вопросам правового просвещения населения. В «Общественной приемной» библиотеки посетители могут получить консультации по жилищному, семейному, уголовному и гражданскому праву, задать вопросы юристам, представителям общественных организаций, образовательных учреждений и социальных служб.
— Наталья Николаевна, скажите, сколько лет работает «Общественная приемная»?
— «Общественная приемная» в том виде, в каком она существует сейчас, начала свою работу два года назад — в сентябре 2015 года. Но бесплатные юридические консультации на базе библиотеки проводятся уже целых десять лет.
— Кто проводит эти консультации?
— Консультации проводят специалисты Государственного юридического бюро Пермского края, Пермской центральной коллегии адвокатов, Пермского отделения Ассоциации юристов России, студенты-клиницисты юридических клиник учебных заведений — Высшей школы экономики, Пермского института ФСИН России и Прикамского социального института, а также частнопрактикующие юристы. Приглашаем мы и специалистов Агентства занятости населения — как правило, они бывают у нас два раза в месяц. Вообще, мы стараемся отслеживать те темы, которые актуальны для пермяков, и обращаемся в соответствующие организации с просьбой принять участие в работе «Общественной приемной».
— Как люди узнают о работе «Общественной приемной» и темах ближайших консультаций?
— Ознакомиться с графиком консультаций «Общественной приемной» в текущем месяце можно на информационном стенде на 1-м этаже библиотеки, как раз рядом с входом в «Общественную приемную» — как видите, все устроено очень удобно, посетителям не надо никуда подниматься, выписывать пропуск или оформлять читательский билет, достаточно просто войти в вестибюль библиотеки. Расписание приемов также можно уточнить по телефону: (342) 236‑20‑99, на сайте библиотеки или на страницах библиотеки в социальных сетях.
— Как вы оцениваете динамику обращений в «Общественную приемную» за последнее время? Растет ли число посетителей?
— Я пришла работать в библиотеку год назад и постаралась приложить все усилия для того, чтобы довести информацию о проведении бесплатных юридических консультаций до максимально широкого круга людей. Статистику мы озвучивали на круглом столе по вопросам бесплатной юридической помощи: если в первом квартале нашими консультациями воспользовались около ста человек, то во втором квартале их посетили уже двести. То есть прирост достаточно серьезный. Обращение к соцсетям привлекло молодых людей, которые стали активно пользоваться возможностями нашей «Общественной приемной». Надо сказать, что раньше основными посетителями были большей частью пожилые люди, но уровень доверия к нашим консультантам был таков, что приезжали даже из Краснокамска, несмотря на неблизкий путь.
— С каким вопросами обращаются посетители к консультантам?
— Пожилые люди приходят в основном с вопросами, касающимися пенсионного обеспечения, и проблемами, связанными с ЖКХ. Для молодых людей актуальны консультации по трудовым спорам, вопросам о разделе имущества и разводам. Также был большой поток обращений обманутых дольщиков.
— Как организована запись на приемы?
— Запись ведется по телефону. Стараемся подробно выяснить, в чем суть проблемы человека, чтобы направить его к профильному специалисту. Также на прием можно записаться онлайн на странице «Общественной приемной» в социальных сетях. План-график приемов у нас составлен на месяц вперед, приемы проводятся каждый день, кроме субботы и воскресенья. Стоит отметить, «Общественная приемная» постоянно востребована — всегда есть люди, которым требуется правовая помощь. Напомню, что «Общественная приемная» находится на первом этаже, это специально выделенный кабинет, где посетитель может конфиденциально поговорить с юристом. Там стоит персональный компьютер со справочными правовыми системами, есть выход в интернет — одним словом, все, что нужно для эффективной работы.
— Как вы оцениваете работу студентов-клиницистов?
— Им интересна эта работа. И, нужно сказать, посетители высоко оценивают их работу — особенно любят, когда прием ведут клиницисты из института ФСИН. Даже не знаю, как это получается — наверно, наши посетители тоже как-то обмениваются информацией между собой.
— Как вы сами относитесь к этой стороне деятельности библиотеки — в качестве центра правового просвещения?
— Я думаю, что людям это надо. Наши посетители остаются в целом довольны работой «Общественной приемной». Когда мы проводим анкетирование, они всегда желают, чтобы «Общественная приемная» развивалась дальше в этом направлении.
Вместе с тем, «Общественная приемная» - это не единственный источник правового просвещения населения. В «Горьковке» также работает Центр правовой информации, который решает задачу повышения правовой культуры граждан посредством тематических встреч и просветительских мероприятий.
Надеюсь, что и в дальнейшем «Общественная приемная» останется востребованным для граждан направлением работы библиотеки.