26.10.2017
Количество просмотров: 1503
Медиация как способ урегулирования конфликта — институт для нашей страны достаточно новый. О том, что представляет собой процедура медиации и почему к медиаторам нужно обращаться как можно раньше, читателям портала рассказывает Юлия Аркадьевна Яковлева, председатель Ассоциации профессиональных медиаторов.
— Что такое медиация? Доступна ли она для обычных граждан — физических лиц?
— Медиация — это альтернативная процедура урегулирования споров. В данном случае, альтернативная судебным разбирательствам, которые у нас традиционно воспринимается как единственный вариант разрешения спорных ситуаций. Процедура медиации представляет собой переговоры с участием третьей нейтральной стороны —посредника. В качестве посредника выступают специалисты, прошедшие специальное обучение,которые обладают навыкаминаладить между сторонами эффективную коммуникацию, нивелировать негативные эмоции, которые конфликтующие стороны испытывают друг к другу. Медиация регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 193‑ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
— Какие споры можно урегулировать с помощью медиатора?
— Традиционно это семейные споры. Такие споры в большей степени межличностные, в них многое зависит от отношений людей друг к другу. Причем к семейным спорам относятся не только разводы, но и все споры, касающиеся детей, совместно нажитого имущества, определения порядка общения с ребенком и его содержания, а также конфликты, которые могут возникнуть между родственниками по разному поводу — например, раздел наследственного имущества, определение порядка пользования общим имуществом. Семейные споры составляют основной пласт тех медиаций, которые мы проводим — почти половина от общего числа.
Кроме того, мы проводим медиации по хозяйственным спорам, связанным с любыми обязательствами, возникающими из хозяйственно-правовых договоров — займы, кредиты, аренда, подрядные работы, услуги. В этом году у нас был большой пул дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, то есть прав на товарный знак. Работаем с корпоративными спорами, например, со спорами между учредителями. И это тоже межличностные конфликты. Часто двое друзей создают бизнес в надежде, что будут работать долго и счастливо. Но со временем между ними появляются недомолвки, конфликты, возникает ощущение, что один делает для бизнеса больше, чем другой, и начинаются внутрикорпоративные распри и раздоры, которые вредят делу. Подводя итог, можно сказать, что основная масса споров, с которыми мы работаем — это споры, связанные с межличностными взаимоотношениями. Еще часть споров связана с оказанием услуг, защитой прав потребителей и так далее.
— Как попадают к вам люди — обращаются самостоятельно или приходят по рекомендации судейских работников?
— Чем раньше мы начнем работать с конфликтной ситуацией, тем более эффективной будет наша работа. Почему? Как правило, люди идут в судне разрешить ситуацию, а закрепить ту позицию, которую они имеют по спору. И важно понимать, что суд выносит решениепо сути — кто прав, а кто виноват. Естественно, когда у одной из сторон появляется документ, подтверждающий ее правоту, мотивация мириться и соглашаться на взаимныеуступки у нее пропадает. Соответственно, нам становится сложнее работать, чтобы поменять эту ситуацию. А менять ее нужно, потому что наличие судебного акта само по себе не гарантирует исполнение решения, не обеспечивает дальнейшее сотрудничество в бизнесе и хорошие отношения в семье. Поэтому лучше к нам обращаться до суда. Но унас большая практика работы и с судебными инстанциями.Суды еще на стадии приема искового заявления или в предварительном судебном заседании добросовестно исполняют предписания гражданского и арбитражного процессуальных законодательств, касающиеся того, что суд должен принять все меры для примирения сторон, и направляют стороны на медиацию. Обратиться можно и к нам в офис, и к дежурным медиаторам в судах.
— Многие из тех, кому советовали обратиться к медиаторам, доходят до них? И является ли медиация обязательным звеном при рассмотрении споров?
—Медиация пока не является обязательной. Ведется много разговоров о том, чтобы на законодательном уровне закрепить медиацию в качестве обязательной процедуры. Это значит, что прежде чем обратиться в суд, стороны должны будут пройти процедуру медиации хотя бы по некоторым категориям дел: семейным, договорным или преддоговорным спорам. Но сегодня обращение к медиатором целиком и полностью зависит от воли сторон. Суд здесь выполняет две функции.Во-первых, функцию просветительскую: судья или помощник судьи разъясняет сторонам возможность урегулировать спор с помощью медиатора. Во-вторых, функцию организационную: он обеспечивает возможность встречи спорящих сторон и медиатора.
Пока количество медиаций до обращения в суд, когда стороны сами приходят за помощью к медиатору, практически единицы. Причиной этому много факторов: далеко не все знают о такой возможности, есть определенная степень недоверия к этой процедуре. Человек понимает, за что он платит юристу: юрист ходит в суд, представляет его интересы.За что платить медиатору, пока непонятно. Посидели, поговорили, решили—казалось бы, могли сделать это и сами, без медиатора. Но если стороны идут в суд — значит, все-таки не могли. Эти моменты, конечно, создают определенный фон недоверия к медиаторам. Я думаю, что это вполне закономерно и естественно, потому что медиация — сравнительно новый институт в нашей стране, который еще только формируется.
— Дорого ли стоят услуги медиатора?
—Не дороже, чем услуги адвоката. В разных компаниях стоимость разная:где-то берут почасовую оплату, где-то — за всю процедуру медиации. В соответствии сФедеральным законом № 193‑ФЗ стороны оплачивают работу медиатора пополам, если они не пришлик другому соглашению.Это связано с тем, что медиатор должен сохранять нейтралитет, он не должен быть зависим от той или другой стороны, а у нас традиционно считается, что кто платит, тот заказывает музыку.
— С чем люди выходят от вас — с каким-то готовым мировым соглашением?
— Давайте разделим этот вопрос на две части — формальный подход и человеческий. Формально, с точки зрения закона,стороны могут подписать медиативное соглашение либо иное соглашение об урегулировании конфликта. Иным в данном случае может быть отказ от иска, если дело находится в суде, хозяйственный договор, если конфликт был связан с имуществом и так далее.И, кроме этого, есть человеческий аспект, потому что многие конфликты лежат вне рамок правового поля. Приходили мама с сыном,они конфликтовали20 лет. У нас они разговаривали, договаривались, даже плакали. И это тоже результат медиации. Совсем недавний случай —разводящаяся пара, вопрос по выезду ребенка за границу. После медиации, уже выйдя в коридор, обнялись. И вот эти восстановленные отношения между людьми — гораздо более ценно, чем то, что будет написано в соглашении.