Из истории происхождения товарного знака

Товарный знак

История вопроса начинается задолго до возникновения правового государства как такового. Предшественник товарного знака – клеймо, другие названия – пятна, знамена, тамга, тавро, тугра, ясак. Клеймо, как знак собственности, встречается у всех народов на низшей ступени развития.

Первый документ, свидетельствующий о существовании клейм на Руси, — «Русская правда», устанавливающая штрафы за уничтожение на похищенных вещах знаков, указывающих на их принадлежность хозяину. «Русская правда» упоминает также о пятнах, которыми таврили лошадей, о знаменах, которые вырубались на бортных деревьях и на промысловых снарядах. Хотя клеймо и являлось предшественником товарного знака, но значение имело несколько иное. Изначально клеймо употреблялось, прежде всего, как знак собственности и имело вид преимущественно простых прямых, ломаных или перекрестных линий. С распространением грамотности в своем первоначальном виде и значении клейма вообще исчезают, заменяясь начальными буквами имени и фамилии. С течением времени, с развитием ремесел, а затем и промышленности появляется товарный знак. Назначение товарного знака – указывать происхождение товара из того или иного промышленного или торгового предприятия. Изображение товарного знака по сравнению с клеймом не в пример сложнее. В российском законе 1896 г. перечислено, какой вид может иметь товарный знак. Товарным знаком могло быть все, что годилось для индивидуализации происхождения товара. Запрещались товарные знаки с надписями и изображениями, «противными общественному порядку нравственности или благопристойности», также запрещались заведомо ложные надписи или изображения, имеющие цель ввести покупателя в заблуждение. Запрещались товарные знаки с изображениями знаков отличия, которые были дарованы торговцу или промышленнику и предназначались для ношения, запрещалось изображение наград и почетных отличий, без указания года их получения. Товарный знак должен был содержать обязательные обозначения на русском языке: имя и отчество владельца предприятия (хотя бы инициалы), а также его фамилия или наименование фирмы полностью, обязательным являлось и указание местонахождения предприятия. Надписи на других языках допускались лишь в виде дополнения.

Товарный знак (другие названия – торговая марка, торговый знак, фабричное или заводское клеймо) в дореволюционной России составлял такой же объект права, как и всякое другое имущество. Исключительное право пользования товарным знаком нуждалось в регистрации со стороны правительственной власти. Промышленник или торговец должен был заявить свой товарный знак Департаменту Торговли и Мануфактур (позднее – отдел торговли) и получить свидетельство. Собственником товарного знака являлся тот, кто первый его зарегистрировал, предшествующее употребление товарного знака не давало никаких преимуществ перед тем, кто первый зарегистрировал знак на свое имя. Мало того – кто первый стал употреблять

товарный знак, мог быть лишен права на него по требованию того, кто первый его зарегистрировал. Незарегистрированный товарный знак мог служить приметой происхождения товара, и присвоение его другим торговцем или промышленником могло давать потерпевшему право преследовать за обман. На защиту со стороны закона мог рассчитывать только тот, кто свой знак зарегистрировал. На регистрирующем органе лежала обязанность проверки не только формальностей, но и материальных условий, которые предъявляли к товарному знаку, поэтому был возможен отказ в регистрации. Закон не предусматривал возможности жалобы на отказ в регистрации, В России свидетельства на товарные знаки выдавались по желанию просителей на срок от одного года до десяти лет с правом последующего продления. Право на товарный знак передавалось и переходило по наследству только вместе с предприятием, для которого он был заявлен. О выдаче и прекращении действия свидетельства на товарный знак публиковалось сообщение в «Вестнике финансов промышленности и торговли» с его подробным описанием, а в некоторых случаях и с приложением рисунка товарного знака.

Использование товарного знака, как правило, зависело от воли собственника. Однако на некоторые товары требовалось ставить товарный знак в обязательном порядке, вот их перечень: водочные и табачные изделия, дрожжи, сахар, спички, маргарин, мерная посуда, аптекарские препараты.

Права иностранных предпринимателей в России были обусловлены законодательной или дипломатической «взаимностью». Россия имела договоры о «взаимностью» с Великобританией, Германией, Австро-Венгрией, Соединенными Штатами, Францией, Румынией, Бельгией, Нидерландами, Испанией, Италией, Сербией, Швецией, Данией, Швейцарией и Японией. Знаки предприятий, находящихся в других странах, кроме перечисленных, не принимались в России к регистрации.

Представить, как выглядели товарные знаки, торговые марки, фабричные клейма дореволюционной России, мы можем, заглянув в торгово-промышленные адрес-календари, несколько страниц которых отводились рекламе торговых и промышленных предприятий. Наиболее часто товарные знаки встречаются в рекламе предприятий, занимающихся торговлей чая и кофе.

Кстати, пермские предприниматели  –  торгово-промышленного товарищества преемника Алексея Губкина и Торгового дома наследников Грибушина – одними из первых научили Россию пить чай. Благодаря им была введена практика продажи чая в розницу, вследствие чего этот напиток стал доступен буквально каждому. Раньше чай поставлялся оптовыми партиями и только к царскому двору.

Чтобы наглядно представить разницу между клеймами древних народов и товарными знаками промышленников, вот виды тавр, которые использовали красноуфимские черемисы. Эти рисунки были опубликованы в Памятной книжке и адрес-календаре на 1984 год автором А.А. Петровым, попечителем православной миссионерской школы для черемисов.

Юлия Тиунова (по материалам Государственного архива Пермской области)

Источник: журнал «КонсультантПермь»

Материалы по теме

14.09.2012 08:17

Comments are closed.

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов