Главная задача — обеспечить единство правового пространства

Управление Министерства юстиции по Пермскому краю В преддверии профессионального праздника – Дня юриста России – и 210-летия российской юстиции итоги работы Управления Министерства юстиции по Пермскому краю прокомментировала и.о. руководителя Наталья Михляева. - Органы юстиции обеспечивают единство правового пространства Российской Федерации (наше Управление решает эту задачу на территории Пермского края). На нас возложено не только ведение регистра нормативно-правовых актов субъекта Федерации, Управление юстиции наделено полномочиями проведения антикоррупционной и правовой экспертизы нормативно-правовых актов, действующих на территории региона. Этой работе сейчас уделяется особое внимание. Согласно приказу Президента РФ каждый нормативно-правовой акт, выпускающийся органами государственной власти на территории Пермского края, должен быть в семидневный срок направлен в уполномоченный орган для проведения антикоррупционной и правовой экспертизы. Согласно регламенту наши специалисты выдают заключение в течение 30 дней. В 2012 году мы сосредоточили усилия на том, чтобы проводить экспертизу на стадии проекта, что позволяет избежать ошибок в процессе нормотворческой деятельности, повысить качество и эффективность работы органов власти. - Насколько сложившаяся практика документооборота соответствует заявленным требованиям? - Не могу утверждать, что сегодня все документы своевременно представляются на экспертизу, но ситуация меняется к лучшему благодаря тому, что мы заключаем специальные соглашения о сотрудничестве. Управление выступает инициатором такого взаимодействия. С Правительством края соглашение уже подписано и действует. Соглашение с Законодательным Собранием о проведении экспертизы на стадии проекта в настоящее время в стадии согласования. Аналогичное соглашение заключено с Советом муниципальных образований Пермского края. Подписал его от имени Совета Александр Павлович Кузнецов, глава Пермского района. У нас 357 муниципальных образований, и заключать отдельные соглашения с каждым из них было бы довольно сложно. Замечу, что в отношении муниципальных образований и сельских поселений проводится экспертиза не всего потока нормативных актов, а только уставов и решений (проектов решений) о внесении изменений в уставы. По итогам 9 месяцев текущего года Управление Министерства юстиции по Пермскому краю вышло в лидеры по количеству выданных экспертных заключений, в цифрах это 2 108. - Каким образом разрешаются возникающие противоречия, скажем, при вынесении отрицательного заключения? - Мы направляем заключение в орган, который издал данный нормативный акт, просим привести в соответствие и дать мотивированный ответ. Наши заключения носят рекомендательный характер, однако есть процедура, позволяющая обязать принять к исполнению наши рекомендации. Допустим, орган, издавший документ, противоречащий Конституции или федеральному законодательству или имеющий коррупционную составляющую, не желает привести его в соответствие. Тогда мы обращаемся в прокуратуру. Если наши позиции совпадают, прокурор может вынести протест и в дальнейшем обратиться в суд с иском об отмене акта или признании отдельных его положений не соответствующими нормам законодательства. Замечу, что органы власти сами проявляют заинтересованность в проведении экспертизы на стадии проекта в тех случаях, когда в законодательстве имеются пробелы и необходимо получить консультацию по неясной ситуации. Наше заключение служит основанием для принятия решения, соответствующего законодательству. Органы власти в этом заинтересованы, так что противоречия не выходят на уровень конфликта с привлечением суда и прокуратуры. - Наверное, в условиях подвижного законодательства возникают дополнительные сложности в вашей работе? - Действительно, законодательство меняется довольно динамично. Есть случаи, когда на стадии проекта мы провели экспертизу, выдали заключение, а на момент принятия этого документа Законодательным Собранием ситуация поменялась и заключение устарело. Да, но, как правило, устарело не целиком, а в какой-то части. Там много нюансов. Главное – соответствие документа Конституции, федеральным законам и соблюдение соотношения предметов ведения: важно понимать, какие вопросы находятся в компетенции субъекта Федерации, какие – в ведении муниципальных органов власти. Вот по этим по трем признакам должно быть соответствие. - При довольно высокой загрузке и сложности поставленных задач у вас в Управлении особые требования к квалификации кадров? - Я полагаю, что человек, не имеющий высшего юридического образования, не сможет полноценно работать с поступающей к нам документацией. Необходимо иметь специфический образ мыслей, свойственный профессиональному юристу. В штате Управления 47 человек, пять отделов: два обеспечивающих и три по направлениям (правовой помощи, законодательства субъекта Федерации и отдел НКО). С полными названиями отделов можно ознакомиться на нашем сайте. При наличии вакансий мы с удовольствием берем на работу выпускников юридических вузов, в полной мере владеющих информационно-коммуникационными технологиями. Молодежь даже при невысокой зарплате заинтересована в получении опыта работы на государственной службе, что позитивно сказывается на имидже и позволяет в дальнейшем успешно строить карьеру. Делая ставку на молодые кадры, мы ценим в наших сотрудниках способность усваивать новые знания в больших объемах, переключаться с одной задачи на другую и, конечно же, такое качество, как исполнительность.
 Деятельность Управления Министерства юстиции по Пермскому краю (справка):
  • За 9 месяцев вынесено 1553 предупреждения НКО в связи с непредставлением отчетов о деятельности за 2011 год и 181 исковое заявление о ликвидации организаций в судебном порядке.
  • Поступило 4 иска от НКО об обжаловании решений Управления в судебном порядке.
  • За тот же период УФНС в административном порядке исключено из ЕГРЮЛ 287 организаций, фактически прекративших деятельность.
  • За 9 месяцев проведено 242 правовые и антикоррупционные экспертизы проектов нормативно-правовых актов (за тот же период 2011 года – 29, рост составил 734%).
  • Отрицательные заключения даны на 13 проектов НПА (в 2011 году – 11).
  • Всего за 9 месяцев поступило на экспертизу 2303 НПА (в 2011 году – 761 НПА). Рост количества актов связан с активизацией законотворческой деятельности органов государственной власти Пермского края.
  • Проведено 2108 правовых экспертиз, отрицательных заключений выдано 158.
  • В связи с изменением законодательства проведены 33 повторные экспертизы.
  • Коррупционные факторы выявлены в 24 нормативно-правовых актах.
  • Выдано 13 свидетельств независимых экспертов (10 физическим и 3 юридическим лицам).
- Наталья Викторовна, мы уже говорили о подвижности законодательства. Назовите самые значимые новшества 2012 года. - В апреле вступил в силу упрощенный порядок регистрации политических партий. Естественно, это привело к росту числа зарегистрированных региональных отделений. По состоянию на 1 октября в реестре Минюста числились 43 политические партии, в Пермском крае на ту же дату было 28 региональных отделений, а уже сегодня зарегистрировано 31 отделение. Думаю, это число будет расти. - Сегодня больше вопросов вызывают не политические партии, а некоммерческий сектор? - Большая и кропотливая работа ведется в отношении НКО. В марте на коллегии Министерства юстиции РФ перед нами была поставлена такая задача: к концу года в каждом учетном деле должен находиться либо отчет организации, либо вынесенное предупреждение и копия искового заявления о ликвидации. Поясню: до 15 апреля каждая организация обязана была представить отчет о своей деятельности. Непредставление отчета – основание для вынесения предупреждения и инициирования процедуры ликвидации. НКО имеет статус действующей организации до тех пор, пока не исключена из ЕГРЮЛ.
 НКО в Пермском крае (справка)На 1 октября в ведомственном реестре Управления Минюста по Пермскому краю зарегистрировано 4304 организации:
  • 1660 общественных объединений (в том числе 28 региональных отделений политических партий и 1 местное);
  • 437 религиозных организаций;
  • 2178 НКО иных форм (в том числе благотворительные фонды, негосударственные пенсионные фонды, организации инвалидов и т.д.).
Работа проводится нами в рамках противодействия экстремизму и терроризму. Нельзя допустить существование организаций, которые фактически не действуют, но движение денег по счетам продолжается. Непонятно, на какие цели поступает финансирование. На 1 октября у нас зарегистрировано 4304 организации некоммерческого сектора, в прошлом году на эту дату было 4310 единиц НКО. Нельзя сказать, что ликвидировано 6 организаций. Процесс ликвидации недействующих и регистрации новых НКО идет непрерывно. С 2013 года вводится новшество в работе с некоммерческим сектором. Вся документация на регистрацию будет подаваться в электронном виде, с удаленного доступа, а факт уплаты госпошлины мы будем уточнять через казначейство. Вероятно, процедура подачи документов на бумажном носителе будет сохранена только для районов, где еще нет интернета. - Вступил в силу так называемый закон об иностранных агентах. Уже есть зарегистрированные? - Определенная работа ведется на уровне Управления, проанализирована информация, полученная в рамках действующих соглашений с правоохранительными органами, с миграционной службой, прокуратурой и ФСБ. Составлен перечень организаций, которые получают иностранное финансирование. Мы планируем разослать им письма с напоминанием о том, что если они ведут политическую деятельность, то в соответствии с законом должны представить заявление о включении в реестр и соответствующий перечень документов. - Основным критерием является наличие зарубежного финансирования? - Регистрация в качестве иностранного агента предусмотрена при сочетании двух факторов: зарубежного финансирования и политической деятельности. Однако в федеральном законе дано весьма расплывчатое определение политической деятельности. Например, это может быть не прямое, а косвенное участие в виде финансирования политической деятельности третьих лиц. Требуется доказывать, что участие в политических акциях физических лиц, состоящих в организации, является политической деятельностью организации. Есть сложности, требующие разъяснений. Первоначально в законе было положение о том, что реестр иностранных агентов ведет уполномоченный орган. Можно было предположить, что таким органом будет Управление. Но, похоже, ситуация меняется, Минюст возложит на себя ведение реестра. Окончательное решение еще не принято, официальных указаний не поступало. - Проверки работы органов ЗАГС по всему краю также вызваны законодательными новшествами? - Мы руководствуемся в своей работе, в частности при проведении плановых проверок, Федеральным законом № 294-ФЗ. В текущем году действует новый регламент предоставления государственной услуги регистрации актов гражданского состояния. Отчасти этим вызвано большое число замечаний к работе органов ЗАГС. За 9 месяцев проведена 21 проверка. По результатам каждой проведенной проверки наши сотрудники составляют акт, выносят предписание. Копия поступает в Комитет ЗАГС Пермского края и лично губернатору. Всего в крае услугу предоставляют 55 органов ЗАГС и 9 администраций сельских поселений. Нарекания вызывает чаще всего работа по договорам о правовой помощи с другими государствами. Заявитель, например гражданин, запрашивающий документы в республике Казахстан, должен быть уведомлен о каждом этапе прохождения запроса. Запрос поступает в Главное управление Минюста в Нижнем Новгороде, затем – в департамент международного сотрудничества Министерства юстиции, в компетентный орган республики Казахстан и далее по назначению. Ошибка органов ЗАГС в том, что они не уведомляют гражданина о движении запроса. Это грубое нарушение действующего регламента. Еще одна распространенная ошибка связана с повторным получением документов в ЗАГСе. Например, получить свидетельство о рождении ребенка уполномочены отец и мать ребенка. Они же должны уплатить пошлину. Если в банковском документе об уплате пошлины стоит другая фамилия, например фамилия бабушки, это, с точки зрения Налогового кодекса, неправильно. Мы фиксируем нарушение. Судя по тому, какое количество разнообразных повторяющихся нарушений выявлено в ходе проведенных надзорных действий, требуется повышение квалификации сотрудников органов ЗАГС. - В системе надзора за адвокатской и нотариальной деятельностью есть какие-либо изменения в текущем году? - В 2012 году вступил в силу федеральный закон о предоставлении бесплатной юридической помощи отдельным категориям населения. Этот закон напрямую касается деятельности адвокатов и нотариусов, так как они включены в государственную и в негосударственную систему оказания бесплатной юридической помощи. Законодательное Собрание Пермского края приняло региональный закон, расширяющий перечень лиц, которым будет предоставляться бесплатная юридическая помощь. Закон также регламентирует создание юридических клиник на базе вузов, в работе которых также могут принимать участие нотариусы и адвокаты. Закон Пермского края опубликован в ноябре и вступит в силу с 1 января 2013 года. Представители Управления участвуют в работе квалификационных комиссий, в процедуре выдачи лицензий нотариусам, таким образом осуществляется постоянный контроль и контакт в этой сфере. В Пермском крае утверждено 150 должностей нотариусов в 45 нотариальных округах. Фактически работает 148 нотариусов. Действующих адвокатов в настоящее время 994, хотя в реестре их число больше. - Какие основные тенденции в развитии юридической отрасли Вы наблюдаете? - Если предельно кратко, то мы наблюдаем уверенное движение в сторону правового государства, обеспечения единых правовых норм для разных категорий граждан, физических и юридических лиц. Обеспечение доступа к юридической информации позволяет широким категориям населения своевременно получать весь спектр полноценных государственных услуг. Любовь Соколова Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме                  

30.11.2012 18:41

Comments are closed.

Вопросы

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов