Ответственность физических лиц за совершение коррупционных правонарушений

Ответственность физических лиц за совершение коррупционных правонарушений В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Согласно статье 13 названного закона граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть в соответствии с законодательством Российской Федерации лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. Прежде чем вести речь о мерах ответственности, установленных законодателем за совершение таких правонарушений, целесообразно уделить внимание трактовке понятия «коррупционное правонарушение». Необходимо отметить, что в законе такое понятие не закреплено, однако, исходя из приведенного в статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» определения коррупции, под коррупционным правонарушением следует понимать незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц. Под выгодой законодатель понимает деньги, ценности, иное имущество или услуги имущественного характера, иные имущественные права. Правонарушения можно подразделить на ряд видов: преступления (уголовные правонарушения), административные правонарушения, гражданско-правовые и дисциплинарные проступки. Начнем с уголовных правонарушений коррупционной направленности. Основные составы коррупционных преступлений можно выделить из определения понятия коррупции, содержащегося в статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»: Кроме указанных, коррупционными являются и иные преступления, связанные с незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды. Конкретизация составов коррупционных преступлений, критерии отнесения криминальных деяний к числу коррупционных содержатся в Перечне № 23 преступлений коррупционной направленности, утвержденном совместным указанием генерального прокурора Российской Федерации и министра внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 № 52-11/2 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». По данным ИЦ ГУВД по Пермскому краю, в 2012 году в крае выявлено 984 преступления, предусмотренных главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (в I квартале 2013 года – 286), возбуждено 786 уголовных дел (в I квартале 2013 года – 264), вынесено 198 решений об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (в I квартале 2013 года – 22). В суды направлено 69 уголовных дел коррупционной направленности (в I квартале 2013 года – 18). Например, 23 января 2013 года приговором Соликамского городского суда осужден младший инспектор безопасности ФКУ ИК-9 Главного управления ФСИН России по Пермскому краю Ч., который за обещанное вознаграждение пытался передать одному из лиц, отбывающих наказание, смесь из различных наркотических средств в крупном размере. Ч. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 228 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. По тем же составам преступлений 29 марта 2013 года Соликамским городским судом осужден младший инспектор безопасности ФКУ ОИК-2 ИК-1 Главного управления ФСИН России по Пермскому краю Г., который за обещанное вознаграждение пытался передать одному из лиц, отбывающих наказание, героин. Виновному назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 9 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

16 февраля 2012 года следственным комитетом по материалам прокурорской проверки в отношении главы администрации Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Ф. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ.

Установлено, что 30 ноября 2010 года между администрацией Фокинского сельского поселения и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новый дом» (далее – ООО УК «Новый дом») заключен муниципальный контракт № 12 на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водопровода в с. Фоки Чайковского района.

Директором ООО УК «Новый дом» являлся родной брат главы администрации Фокинского сельского поселения. 15 декабря 2010 года Ф. в интересах своего родного брата – директора коммерческой организации – внес в акт о приемке выполненных работ по указанному муниципальному контракту заведомо ложные сведения о выполнении работ, которые на самом деле не производились.

Уголовное дело в отношении Ф. было направлено в суд, который вынес обвинительный приговор и оштрафовал виновного на 50 тыс. рублей.

Всего в I квартале 2013 года прокурорами в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ направлено 17 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам совершения преступлений коррупционной направленности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 14 уголовных дел (в аналогичном периоде прошлого года (АППГ) – 8 и 5). Перейдем к коррупционным административным правонарушениям. В соответствии со статьей 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Коррупционные административные правонарушения могут совершаться путем использования служебного положениям должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, служащим коммерческой организации вопреки установленному порядку регулирования, а также через подкуп, незаконное вознаграждение, присвоение. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержится более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как ст. 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах», ст. 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума», ст. 7.27 «Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты), ст. 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков», ст. 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления», ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и др. Кодексом также предусмотрена ответственность за нарушения норм, установленных для обеспечения режима законности в государственном и муниципальном управлении, а также в целях предупреждения коррупции. Нарушения этих норм создает предпосылки для уголовно наказуемых деяний. Так, статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего). Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора предусмотрены статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». Частью 4 названной статьи установлена обязанность работодателя в десятидневный срок сообщать представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора. К примеру, прокуратурой края установлен факт нарушения указанного срока ООО «М.». Указанная коммерческая организация не сообщила представителю нанимателя (работодателю) о заключении трудового договора с З., ранее замещавшим должность заместителя председателя Правительства Пермского края. 1 августа 2012 года мировым судьей судебного участка № 24 Мотовилихинского района г. Перми ООО «М.» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ, на юридическое лицо наложен штраф в размере 100 тысяч рублей. В I квартале 2013 года по постановлениям прокуроров к административной ответственности за совершение коррупционных административных правонарушений привлечено 14 лиц (в I квартале 2012 года – 5, в 2012 году – 32). Гражданско-правовые проступки представляют собой причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в результате чего возникает новое обязательственное правоотношение. Одним из ярких примеров такого вида ответственности является вступившее в 2013 году в законную силу решение Дзержинского районного суда г. Перми по иску прокурора края о взыскании в доход Пермского края денежных средств в сумме более 3 миллионов рублей с бывших сотрудников краевого государственного учреждения «Аналитический центр», осужденных в 2012 году за коррупционные преступления. Необходимо отметить еще один вид ответственности за коррупционные правонарушения – дисциплинарной. Дисциплинарные проступки при прохождении государственной (муниципальной) службы, как правило, связаны с нарушением государственными (муниципальными) служащими ограничений, запретов и обязанностей, установленных для них федеральным законодательством. Одна из таких обязанностей установлена статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» и связана с представлением сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с требованиями названной статьи сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):
  1. граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  2. граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
  3. граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
  4. граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
  5. граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;
  6. лица, замещающие все вышеназванные должности.
Надо отметить, что обязанность представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководителями государственных (муниципальных) учреждений введена Федеральным законом от 29.12.2012 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». В 2013 году органами прокуратуры нарушения антикоррупционного законодательства, связанные с представлением служащими сведений о доходах, выявлены в краевых Министерстве общественной безопасности, Государственной инспекции по контролю за объектами культурного наследия, в территориальном управлении Росстата (Пермьстате), УФСКН по Пермскому краю, ГУ МВД по Пермскому краю. Анализ выявляемых нарушений свидетельствует о том, что многие служащие не в полной мере отражались полученный ими (их супругами) доход за отчетный период, находящееся в собственности имущество, акции (иные доли участия) в коммерческих организациях. Кадровыми службами не всегда своевременно вносились корректировки о полученном доходе, имеющемся имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (их супругов) на официальных сайтах при представлении ими уточненных справок. По результатам рассмотрения внесенных в данные органы представлений 6 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 2 представления до настоящего времени находятся в стадии рассмотрения. К числу наиболее распространенных должностных правонарушений, которые являются весьма опасными формами проявления коррупции, можно отнести факты возникновения конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе в связи с незаконным участием в управлении коммерческими организациями, осуществлением предпринимательской деятельности государственными (муниципальными) служащими, непредставление ими (представление недостоверных) сведений о полученных в отчетном периоде доходах, имеющемся имуществе и обязательствах имущественного характера, получение вознаграждения от физических или юридических лиц. Зачастую должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности по факту неурегулирования возникшего конфликта интересов. Так, 25 января 2013 года главе Оханского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в связи с нарушением первым заместителем главы администрации района Г. требований статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции». Установлено, что при размещении муниципального заказа (проведении запроса котировок цен) на выполнение работ по природоохранным мероприятиям на территории нескольких сельских поселений муниципального образования одна из заявок была направлена коммерческой организацией, учредителем которой является сын первого заместителя главы администрации Оханского муниципального района. Победителем признана именно она. Внесение представления было обусловлено тем, что Г., являясь председателем единой конкурсной комиссии, мер, направленных на урегулирование возникшего конфликта интересов в связи с участием его сына в котировках, не предпринял. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования Г. был привлечен к дисциплинарной ответственности. Всего в I квартале 2013 года прокуратурой края во взаимодействии с горрайпрокурорами внесено 286 представлений (в 2012 году – 846), по результатам рассмотрения которых 154 лица привлечено к дисциплинарной ответственности (в 2012 году – 1252). К слову, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон «О противодействии коррупции» дополнен статьей 13.3, предусматривающей обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе принимать кодексы этики и служебного поведения работников организаций, разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации. Ольга Устинова, прокурор отдела по надзору за исполнением, законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Пермского края Источник: Прокуратура Пермского края Материалы по теме

26.06.2013 17:03

Comments are closed.

Вопросы

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов