Административная ответственность лиц, оказывающих услуги по перевозке такси без специального разрешения

Прокурорский надзор за деятельностью такси

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 25.05.2012 № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе» участие прокуроров в арбитражном процессе следует рассматривать как действенное средство укрепления законности, защиты государственных и общественных интересов и предупреждения правонарушений в экономической сфере.

Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ч. 2 ст. 22) и ст. 28.4 и 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор или его заместитель вправе возбудить производство об административном правонарушении и направить материалы в суд, в том числе и в арбитражный суд.

В соответствии с положениями ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Согласно требованиям ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбуждать дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Отношения, возникающие при оказании услуг перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, который является частью транспортной системы Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Одним из видов перевозки пассажиров и багажа являются перевозки легковыми такси.

С  01.09.2011 вступила в силу статья 9 Федерального закона  от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с частью 1 которой деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси выдается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок не менее пяти лет.

Разрешение действует на территории субъекта РФ, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами РФ.

Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством.

Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве такси, может быть выдано только одно разрешение.

Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Форма разрешения, срок его действия, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения суммы платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Ст. 3 Закона Пермского края от 21.12.2011 № 890-ПК «О порядке осуществления контроля в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края» установлены аналогичные федеральному законодательству требования к автомобилю, используемому в качестве легкового такси.

На территории Пермского края уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси является Министерство транспорта и связи  Пермского края.

Порядок выдачи и переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2011 № 646-п.

Процедура выдачи разрешений регламентирована разделом 2 названного Порядка.

Федеральным законом от 28.07.2012 № 131-ФЗ введена норма, предусматривающая административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии (ст. 14.1.2 КоАП РФ).

Введение данной нормы вызвало у административных органов ряд вопросов, в частности потребовалось уточнение, каким составом административного правонарушения охватываются действия юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в отсутствие соответствующего разрешения (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ или ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ).

В настоящее время суды на территории Пермского края исходят из того, что осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси без соответствующего разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно указанной норме осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (на индивидуальных предпринимателей) или в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (на юридических лиц) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Прокурорами городов и районов края в арбитражный суд в течение 2012 года было направлено 10 заявлений о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц  по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление перевозки пассажиров легковыми такси без разрешения. По результатам их рассмотрения арбитражным судом 6 предпринимателей привлечено к административной ответственности за данное правонарушение.

Кроме того, следует отметить, что если водитель легкового такси, являясь работником юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании трудового договора или гражданско-правового договора, зная о том, что на легковое транспортное средство, используемое им в качестве такси, не получено указанное выше разрешение, перевозит пассажиров и багаж, то невыполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем действий по получению и вручению водителю разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не освобождает водителя от административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 12.3 КоАП Российской Федерации.

 

Е.С.Федорова, и.о. заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края, младший советник юстиции, Прокуратура Пермского края

Материалы по теме

 

 

19.07.2013 15:46

Comments are closed.

Вопросы

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов