Правомерны ли действия сотрудников полиции, приехавших по вызову из-за громкого звука телевизора?

На вопрос отвечает Тимур Хайдаров, консультант Юридической клиники при ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России.
Вопрос: В воскресенье в 17 часов к нам приехали сотрудники полиции по вызову соседки. Попросили либо убавить громкость у телевизора, либо взять паспорт и проехать с ними в ОВД. Правомерны ли их действия? Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ряд законодательных актов устанавливает условия допустимого в жилых помещениях уровня звука. Нарушение данных условий может повлечь для виновного лица административную ответственность. Так, в частности, пункт 6.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (ред. от 27.12.2010) «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645‑10» (далее — СанПиН 2.1.2.2645‑10) устанавливает предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки. В соответствии с приложением № 3 СанПиН 2.1.2.2645‑10 данные предельные значения зависят от времени суток. Так, в период с 7.00 до 23.00 они составляют 55 дБА, в период с 23.00 до 7.00 — 45 дБА. Нарушение данных гигиенических требований влечет административную ответственность в соответствии со статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Однако для привлечения лица к ответственности необходимо установить, что было допущено превышение предельных значений уровня звука в жилом помещении. В соответствии с п.п. 1.1-1.6 Методических указаний МУК 4.3.2194‑07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях» (утв. Роспотребнадзором) оценка соответствия уровня шума гигиеническим нормативам осуществляется центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке, или экспертами с подтвержденной квалификацией. То есть для установления состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, необходимо заключение, полученное от соответствующих специалистов. Сотрудник полиции к таким лицам не относится. Также необходимо отметить, что в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4. КоАП РФ, не отнесено к компетенции сотрудников полиции. Такие дела уполномочена рассматривать Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) с соблюдением процедуры измерения уровня звука, предусмотренной СанПиН 2.1.2.2645‑10 и МУК 4.3.2194‑07. Таким образом, сотрудники полиции не могли совершать процессуальных действий, в том числе по доставлению вас в отдел полиции, в рамках административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ. Еще одно требование о допустимом уровне звука в жилом помещении устанавливается статьей 7.2 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460‑ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», которая предусматривает ответственность за нарушение покоя и тишины с 22.00 до 7.00 следующего дня по местному времени в рабочие дни, с 22.00 до 9.00 следующего дня по местному времени в выходные и нерабочие праздничные дни. Одним из таких нарушений является, в том числе, просмотр телевизора с высокой громкостью звука. Но учитывая, что телевизор просматривался в 17.00, то есть в разрешенное время, состава указанного выше административного правонарушения также не будет. Также необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, сотрудник полиции вправе в пределах своих полномочий применять ряд мер. Одной из таких мер является доставление, то есть принудительное препровождение, физического лица в отдел полиции. Условия доставления предусмотрены ст. 27.2 КоАП РФ. При этом поскольку целью доставления является составление протокола об административном правонарушении, основанием доставления является совершение деяния, содержащего признаки правонарушения. Учитывая, что состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.2 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460‑ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», не было, так как телевизор просматривался в дневное время суток, сотрудник полиции не имел права требовать проехать с ним в отдел полиции, при условии, что не совершались другие правонарушения.

21.01.2016 12:31

Количество просмотров: 1079

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий» вы соглашаетесь с Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов