Использование зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения населения

водоемПермской и Березниковской межрайонными природоохранными прокуратурами на постоянной основе осуществляются надзорные мероприятия, связанные с исполнением водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.

В ходе проверок обращается внимание на исполнение положений ст. 43 Водного кодекса РФ, взаимосвязанных с требованиями ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52‑ФЗ), которые определяют, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Для данных водных объектов устанавливаются границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (далее — ЗСО). Основной целью создания и обеспечения режима ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7‑ФЗ) и ст. 8 Закона № 52‑ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу ч. 1 ст. 18 Закона № 52‑ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Положения ст. 11, ч. 3 ст. 18 Закона № 52‑ФЗ возлагают на юридические лица обязанности по выполнению требований санитарного законодательства; разработке и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий; обеспечению безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; использованию водного объекта в конкретно указанных целях при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110‑02» (далее — СанПиН 2.1.4.1110‑02).

ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности организаций, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

СанПиН 2.1.4.1110‑02 предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально. В генеральных планах застройки населенных мест ЗСО должны указываться на схеме планировочных ограничений.

Положениями Водного кодекса РФ установлено, что в ЗСО осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами. Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод.

В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Пунктом 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ определено, что в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. В границах земельных участков, которые включены в состав таких зон, может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления.

Обязательное внесение сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости предусматривают положения вступившего с 01.01.2017 в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о государственной регистрации недвижимости).

Так, частью 1 и пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости определено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости; к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, среди прочих, относятся сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Запреты и ограничения по использованию ЗСО, установленные вышеуказанными нормами права, направлены на недопущение неправомерной застройки и иной хозяйственной деятельности в пределах ЗСО, которая может угрожать источникам питьевого водоснабжения и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в т.ч. перечисленные требования направлены на предупреждение появления в ЗСО источников питьевого водоснабжения биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; обеспечение безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг по водоснабжению и др.

Природоохранные прокуратуры имеют опыт выявления и пресечения нарушений, связанных с использованием ЗСО, а также наработали судебную практику по понуждению к устранению выявленных нарушений.

Так, характерным нарушением со стороны органов местного самоуправления является невнесение сведений о границах поясов ЗСО в генеральные планы территорий. Данное обстоятельство приводит к тому, что в границах ЗСО строятся объекты и осуществляется хозяйственная деятельность, запрещенная СанПиН 2.1.4.1110‑02.

Зачастую органы местного самоуправления передают из муниципальной в частную собственность земельные участки, расположенные в первом поясе ЗСО, что категорически запрещено.

Выдавая разрешения на строительство объектов капитального строительства и проведение земляных работ, выполняя благоустройство и другие мероприятия на земельных участках, расположенных во втором и третьем поясах ЗСО, органы местного самоуправления должны учитывать перечисленные выше ограничения, в т.ч. выполнение застройщиком мероприятий по санитарному благоустройству строящихся объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.).

Хозяйствующие субъекты — собственники (арендаторы, концессионеры) водозаборов наиболее часто допускают следующие нарушения:

  • не оформляют разрешительную документацию (проект ЗСО, экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключения на источник питьевого водоснабжения и его ЗСО, решение об утверждении границы и режима ЗСО, решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей забора воды или лицензии на недропользование) либо она оформлена только частично (проект есть только на скважину, но в нем отсутствуют данные о водоводах);
  • не выполняют требования п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110‑02, относящиеся к мероприятиям на территории первого пояса ЗСО (водозабор не обеспечен охраной; отсутствуют полностью или частично ограждение водозабора и дорожки с твердым покрытием к скважинам; территория заросла высокоствольными деревьями и не спланирована для отвода поверхностных стоков за ее пределы, в т.ч. по территории проходят канавы либо она заболочена и др.);
  • проекты ЗСО не соответствуют требования СанПиН 2.1.4.1110‑02 (входящие в состав проектов перечни мероприятий не согласованы с землепользователями участков, входящих во второй и третий пояс ЗСО; отсутствуют данные о перспективах строительства на территории ЗСО, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов; не описаны правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в ЗСО всех поясов; нет перечня мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций и индивидуальных предпринимателей для собственников земельных участков и объектов, расположенных во втором и третьем поясе ЗСО; нет данных о водопроводных сооружениях и их площадках, расположенных вне территории водозабора, о водоводах и их санитарно-защитных полосах, описания мест их прокладки, наличия грунтовых вод, могущих оказать влияние на водоводы и др.).

Основные нарушения со стороны лиц, чьи объекты расположены в пределах ЗСО, связаны с ограничениями по использованию второго и третьего поясов, к которым относятся: бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова (производится при обязательном согласовании с органами Роспотребнадзора); подземное складирование твердых отходов и разработка недр; размещение складов ГСМ, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод; размещение скотомогильников, полей ассенизации, навозохранилищ, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов. Одновременно такие лица должны выполнить мероприятия по санитарному благоустройству объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.).

Несоблюдение указанных выше требований закона является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по статьям 6.3, 8.1, 8.42 КоАП РФ, а отдельных случаях и по статьям 246, 247, 248, 250, 254 УК РФ.

Л. Моисеевских, природоохранный прокурор, старший советник юстиции

Материалы по теме

07.06.2017 10:38

Comments are closed.

Вопросы

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов