Жилье и ЖКХ. Комментарии специалистов

Актуальные вопросы и ответы

По вопросу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома

В соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проверка достоверности определения сметной стоимости является обязательной при осуществлении строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

В соответствии с пунктом 2 положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427 (далее - Положение N 427), положение регламентирует порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее - проверка сметной стоимости, строительство).

В соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор является юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда.

В связи с вышеизложенным, Положение № 427 применяется при проведении проверки достоверности определения сметной стоимости работ, финансирование которых осуществляется с привлечением средств регионального оператора.

(Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 30085-ОГ/06)

По вопросу разграничения понятий "капительный ремонт", "текущий ремонт"

Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с пунктом 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.

Считаем целесообразным при разграничении понятий капитального и текущего ремонта руководствоваться вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1038 от 18 ноября 2013 г. (далее - Положение), Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 6.2 Положения Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.

Следует отметить, что письма Минстроя России с такими разъяснениями являются не нормативными правовыми актам, а изложением позиции Минстроя России по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию.

(Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 июля 2017 г. № 29521-ОГ/04)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

1. Общие положения

1.1. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон N 4530-1) основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории "Вынужденные переселенцы", право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.

1.2. В соответствии с положениями статьей 14, 15, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории "Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица", право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.

1.3. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) фактор нуждаемости в улучшении жилищных условий может применяться только в отношении граждан, которые имеют жилые помещения для постоянного проживания за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Остальные граждане могут претендовать на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом N 125-ФЗ, даже при наличии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях жилых помещений, общая площадь которых соответствует муниципальным учетным нормам (превышает муниципальные учетные нормы), установленные по месту проживания.

2. Особенности принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий)

2.1. Согласно нормам статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) полномочиями осуществлять учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), наделены органы местного самоуправления.

2.2. В соответствии со статьей 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2.3. Согласно положениям статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

2.4. Перечень заболеваний, при наличии которых невозможно совместное проживание в одном жилом помещении, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

2.5. Согласно положениям статьи 53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:

вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи;

переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника;

отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;

неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

3. Применение ограничений по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктами 5, 7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В ряде субъектов Российской Федерации (например, в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Московской области) органы государственной власти субъектов Российской Федерации на законодательном уровне устанавливают ограничения по минимальному сроку проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации перед тем, как может быть рассмотрен вопрос о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Применение в некоторых регионах России ограничений по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 9 апреля 2002 г. № 123-О, от 4 марта 2004 г. № 80-О, от 7 мая 2010 г. № 741-О-О, от 29.05.2014 № 1027-О).

Ограничения по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации может применяться при рассмотрении вопросов о принятии на муниципальный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях всех категорий граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, за исключением граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1 при рассмотрении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, ограничение по сроку проживания в соответствующей местности не допускается.

4. Особенности принятия граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на учет в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии

Условия оказания государственной финансовой поддержки в приобретении жилых помещений гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены Федеральным законом N 125-ФЗ.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлен постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (в редакции от 3 марта 2012 г.).

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, смогут претендовать на получение жилищных субсидий (предоставляемых посредством государственных жилищных сертификатов) только при условии соответствия сразу нескольким требованиям:

1. Прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года.

2. Выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.

3. Наличие общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

4. Отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

5. В случае наличия жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, полученного в порядке, установленном ЖК РФ.

6. Не получение субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом федеральный законодатель установил ряд исключений из перечисленных требований в отношении отдельных категорий граждан.

Согласно положениям абзаца 2 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ:

1. Требование об обязательном наличии общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет не применяется в отношении инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья.

2. Для инвалидов с детства вместо указанного выше обязательного стажа работы устанавливается требование обязательного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

Инвалиды с детства могут претендовать на получение жилищной субсидии только при условии соответствия указанным выше требованиям, а также при условии, если они родились в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (либо, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).

Федеральный законодатель не установил обязательного условия о наличии у граждан, претендующих на получение жилищной субсидии, непрерывного стажа работы не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом следует учитывать, что правом на получение жилищной субсидии могут обладать только граждане, которые на момент выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей уже имели общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

5. Особенности признания участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы граждан, выехавших из зон радиационного загрязнения

5.1. Согласно положениям абзаца 2 статьи 22 Закона N 1244-1, граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства могут претендовать на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом, в соответствии со статьей 22 Закона N 1244-1 исключение из указанной нормы предусмотрено для граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1, а именно эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития".

Таким образом, ограничения на получение мер социальной поддержки (в том числе, на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы), предусмотренные статьей 22 Закона N 1244-1, распространяются только на граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1: "Граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы".

5.2. Граждане, переселившиеся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 г. в зоны радиоактивного загрязнения право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы не имеют.

5.3. Согласно положениям статьи 7 Закона N 1244-1 границы зон радиационного загрязнения и перечень входящих в них населенных пунктов утверждается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

5.4. Согласно положениям статьи 33 Закона N 1244-1 установлено, что, пенсия по старости гражданам, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение, назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (60 лет - для мужчин; 55 лет - для женщин), на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

(Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2017 г. № 28068-ЕС/05)

Прокуратура на страже здоровья граждан и состояния окружающей среды
О полномочиях природоохранной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89‑ФЗ).
Данным законом определено понятие «твердые коммунальные отходы» — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Надзор в области обращения с отходами на территории Пермского края осуществляют Управление Росприроднадзора по Пермскому краю (на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору) и Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору).
К полномочиям органов государственной власти Пермского края относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На органы местного самоуправления возложены функции по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Также организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп
На Пермскую межрайонную природоохранную прокуратуру возложены полномочия по надзору за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании на территории г. Перми, Пермского и Краснокамского районов, в том числе по надзору за исполнением законодательства об отходах производства и потребления.
При реализации указанных полномочий, природоохранная прокуратура не подменяет иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202‑1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Так, природоохранным прокурором принимаются меры в случаях бездействия контрольно-надзорных органов; когда причинен вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде, или существует угроза возникновения данных обстоятельств; имеется чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера и др.
Природоохранный прокурор уполномочен приносить протест на противоречащий закону правовой акт; вносить представление об устранении нарушений закона, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии нормативных правовых актов, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов; направлять в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона; выносить постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства; обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Помимо этого природоохранный прокурор информирует органы местного самоуправления и население на поднадзорной территории о состоянии законности и правопорядка в указанной сфере, проводит заседания межведомственных рабочих групп по проблемным вопросам, требующим вмешательства органов прокуратуры.
Деятельность природоохранной прокуратуры по надзору за исполнением законов об обращении с твердыми коммунальными отходами подчинена задаче обеспечения реализации положений ст. 42 Конституции Российской Федерации о праве каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как исключить оплату из взносов на капремонт площади балконов и лоджий
Управление Росреестра по Пермскому краю и некоммерческая организация «Фонд Капитального ремонта в многоквартирных домах» в случае выявления гражданами наличия в квитанциях для оплаты взносов на капремонт сведений об общей площади квартир с учетом балконов (лоджий) рекомендует правообладателям обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю, направив обращение об исключении площади балкона по электронному адресу: 59_upr@rosreestr.ru, либо почтовым отправлением по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Ленина, 66, корпус 2 или при личном обращении в любой из территориальных отделов Управления Росреестра по Пермскому краю.
В обращении должен быть указан точный адрес объекта (квартиры), в сведениях о котором, по мнению заявителя, содержаться ошибочные сведения, а также адрес электронной почты заявителя (при наличии) для оперативного информирования.
Уточнить, изменились ли характеристики объектов недвижимости, также возможно на сайте Росреестра https://rosreestr.ru с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».
Для сведения: ранее БТИ руководствовались в своей работе приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которым общая площадь квартиры определялась как сумма всех ее помещений, включая лоджии, балконы, веранды. В декабре 2004 года Жилищный кодекс Российской Федерации изменил понятие общей площади жилого помещения и в соответствии с п. 5 ст. 15 из общей площади помещения исключаются площади балконов, лоджий, веранд и террас.
В связи со вступлением с 1 января 2017 года Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Управлением проводятся плановые работы в Едином государственном реестре недвижимости по уточнению и корректировке описания объектов капитального строительства, включающих в себя, в том числе, жилые помещения, на соответствие действующему законодательству и исключения площади балкона из общей площади помещения. Актуализированные сведения направляются в ГИС ЖКХ.
Как разделить квартиру на несколько комнат для последующей продажи или совершения иных сделок?
На вопрос отвечают ведущие специалисты Кадастровой палаты по Пермскому краю.
Чтобы совершение сделок с отдельными комнатами, входящими в состав одной квартиры, стало возможным, необходимо разделить данную квартиру на несколько самостоятельных объектов недвижимости. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру с целью подготовки технического плана на раздел данной квартиры.
Затем собственнику исходного объекта недвижимости, из которого будут образованы новые объекты недвижимости, необходимо обратиться с соответствующим заявлением и техническим планом в один из офисов Кадастровой палаты по Пермскому краю или КГАУ «Пермский краевой многофункциональный центр» (МФЦ).
После внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости и получения заявителем соответствующих выписок совершение сделок с отдельными комнатами, входящими в состав одной квартиры, станет возможным.
Подробную информацию о получении государственных услуг Росреестра можно получить по телефону ВЦТО Росреестра: 8‑800‑100‑34‑34 (звонок бесплатный).

Как поставить новостройку на кадастровый учет

Ежегодно в Перми и Пермском крае вводятся в эксплуатацию многоквартирные жилые дома. По окончании строительства дома для ввода его в эксплуатацию застройщик обращается в орган государственной власти либо орган местного самоуправления (в городе Перми – Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми). К заявлению прилагаются документы, указанные в п.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, в том числе, технический план объекта капитального строительства.

До вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" четкого указания, кто должен обращаться с заявлением о постановке на кадастровый учет многоквартирного дома с жилыми и нежилыми помещениями и местами общего пользования, в законодательстве не было. Как правило, в орган кадастрового учета обращался либо кадастровый инженер, подготовивший техплан на весь дом, либо дольщик, по своей инициативе заказавший техплан на свою квартиру.

С 2017 года в новом законе о регистрации недвижимости предусмотрена обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию).

Росреестр в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления вносит сведения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) обо всех расположенных в многоквартирном доме помещениях (в том числе составляющих общее имущество в многоквартирном доме, а также помещений вспомогательного использования), включая сведения о местоположении в здании и площади таких помещений, а также машино-мест. Если к техплану имеются замечания, то процедура кадастрового учета приостанавливается до устранения причин приостановления, но не более чем на три месяца.

Для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства необходимы:

1) заявление - представляется в офисы МФЦ или Кадастровой палаты;

2) подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации права возвращается правообладателю;

3) передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства;

4) оплатить госпошлину в размере 2000 рублей.
Разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома дольщику представлять не нужно.

При государственной_регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

Материал подготовлен при содействии Управления Росреестра по Пермскому краю.

ПРИНЯТИЕ ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩНЫЙ УЧЕТ

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Пермской области от 30.11.2005 года № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», административных регламентов органов местного самоуправления о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В статьях 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, это:

• Граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

• Граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, утвержденной органами местного самоуправления для территории проживания гражданина;

• Граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

• Граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;

• Граждане, признанные, в установленном законом порядке, малоимущими.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16 июня 2006 года.

Если у гражданина и/или членов его семьи несколько жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и/или принадлежащих им на праве собственности, то определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещении осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений.

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЙМ ДЛЯ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН

Для получения жилого помещения по договору социального найма гражданину/гражданам необходимо встать на жилищный учет в качестве нуждающегося/нуждающихся в жилом помещении.

Гражданин/граждане признаются нуждающимся/нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случае обеспечения общей площадью жилого помещения, определяемой нормативными правовыми актами органа местного самоуправления населенного пункта, где проживает/проживают гражданин/граждане.

Признание гражданина (семьи) малоимущим/малоимущими осуществляется в соответствии с Законом Пермской области от 30.11.2005 года № 2692-600 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и административным регламентом органа местного самоуправления о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Для признания гражданина (семьи) малоимущими и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма заявителю необходимо обратиться в многофункциональный центр и/или в орган местного самоуправления по месту жительства.

Для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении гражданина (семьи), после признания их малоимущими, необходимо обратиться в орган местного самоуправления по вопросам жилищной политики.

Вопрос:

Добрый день!

в августе 2014 года наш дом (квартал 110) признан аварийным межведомственной комиссией при администрации города Перми (земля под домом принадлежит городу).

В 2015 году мы писали письмо а Администрацию города с предложением выкупить нашу аварийную квартиру, но нам пришел ответ что решение об изъятии земельного участка не принималось и территория на этом земельном участке планируется под развитие за счет инвесторов. Квартиру соответственно никто выкупать не собирается. Как нам быть? в настоящее время мы заказали экспертизу стоимости жилья. Как правильно подать в суд что бы решить вопрос с выкупом аварийной квартиры?

Ответ:

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен ч.7 ст.32 ЖК РФ. В нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Вы имеете право обратиться в суд по месту регистрации Ответчика (органа местного самоуправления) с требованием предоставить выкупную цену, к исковому заявлению необходимо приложить отчет эксперта о размере выкупной цены, документы, устанавливающие право собственности, заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу.


Вопрос:

здравствуйте! прописана с сыном в однокомнатнойкв-ре (без счетчиков), с ноября там не проживаю - квартира стоит пустая. Управляющая компания отказывается делать перерасчет за коммунальные услуги даже на основании акта фактического пребывания, составленного с моими нынешними соседями в присутствии специалиста УК фактического места жительства.Говорят, что это "писулька, а не документ". Насколько правомочен отказ в перерасчете? Могу ли я продолжать настаивать на перерасчете за предыдущий период, если поставлю счетчики? спасибо!

Ответ:

При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Таким образом Вам необходимо обратиться в Управляющую компанию с заявлением.

В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

За дополнительной информацией и разъяснениями о правомочности отказа Управляющей компании Вам необходимо обраться в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края (ул. Екатерининская, 78, г. Пермь, 614000) с заявлением с приложением копии отказа.

Вопрос:

Является ли комната в общежитие общественным местом?

Ответ:

Общественное место определено как территория или пространство потенциального местонахождения людей, куда каждый может попасть свободно и не платя за вход. Определяется в целях регулирования гражданских правоотношений, возникающих за пределами частных пространств, где правовое положение и сама возможность нахождения отдельных граждан ограничены в силу общего закона и основанных на законе частных норм.

В силу статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации:

к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната;

комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Также, учитывая положения статей 558 и 673 Гражданского кодекса Российской Федерации, части недвижимого имущества - помещения в зданиях, обособленные части этих помещений могут быть объектом сделок, если они являются индивидуально-определенными вещами.

Таким образом отдельная комната в общежитии, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан, не может являться общественным местом.