Попытки устраивать демократические выборы Россия предпринимала ещё со времён Новгородского вече. С тех пор экономическая и политическая обстановка в стране неоднократно меняла принципы избирательной системы. Сама система выборов в общегосударственном смысле сформировалась только в начале ХХ века, когда в 1905 г. император Николай II опубликовал два любопытных документа — Манифест об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу. Избирать могли люди с определенным достатком и не моложе 25 лет. Например могли голосовать работники только тех фабрик или заводов, на которых было не менее 50 человек персонала. Не могли голосовать вообще учащиеся, военнослужащие, иностранцы и женщины. Можно утешаться тем, что на тот момент эти правила существовали во многих развитых странах мира. Кроме того права выбора не имели некоторые, хотя и не все, преступники. Кандидаты могли выбираться независимо от принадлежности к партии, хотя этот факт скорее усложнил дело. К моменту выборов согласно выпущенным царём документам в стране существовало 100 партий. Избранные в Думу депутаты быстренько поделились на фракции, но и это не спасло дело, потому что ни одна из них не набрала необходимое большинство голосов. Последующие Думы избирались на основе всё новых поправок императора, ужесточавших избирательный ценз. Но что бы ни происходило при выборах во все 4 Думы, на всю страну положения о выборах не распространялись. Слово царя имело силу закона, но эти положения действовали только на территории Центральной России. Для окраин были отдельные акты, а выборы в Думу регулировались ещё и Особым делопроизводством по выборам в Государственную Думу, которое было образовано на базе МВД. А с приходом Временного правительства основы избирательного права должны были сильно измениться. В декларации упоминалось об отмене ограничений прав военнослужащих и признание их прав равными остальным гражданам. Также декларировались общие равные выборы независимо от пола. Возрастное ограничение было снижено до 20 лет. Голосовать не могли только безумные, сумасшедшие и глухонемые. И все, кто имел право голоса, также имел право быть избранным. В Декларации Временного правительства упоминалась также пропорциональная система представительства, против существовавшей ранее мажоритарной. Кандидаты вносились в списки, и избиратели могли проголосовать за один из списков. Хотя кандидат мог быть внесён сразу в несколько списков, но не больше пяти и в разных округах. Ко времени выборов половина граждан России была неграмотной, и это весьма затрудняло процедуру голосования. Поэтому выборы проводились по смешанной системе, что влияло и на их результат. Существовала также система гарантий избирательного права. Так списки кандидатов можно было составить открыто и обнародовать их заранее, внести кандидатуру в список в последний момент перед выборами. И, разумеется, все нарушения можно было обжаловать. Таким образом в плане выборов законодательство Временного правительства вобрало в себя передовой опыт и в то же время учло менталитет россиян. А вот пришедшей следом партии большевиков передовой опыт был не нужен, важнее было обеспечить себе большинство в органах власти. Но все предыдущие российские избирательные системы этой задачи не решали, поэтому пришлось изобретать новую, что и сделали авторы Конституции 1918 г. В ней вводилась такая любопытная вещь, как трудовой ценз. В категории тех, кто мог избирать и быть избранным, состояли все трудящиеся, труд которых не вёл к получению прибыли. Таким образом из избирательного процесса напрочь исключались все, кто имел доход – частные торговцы, владельцы арендуемого имущества, монахи и т.п. Каков политический строй, таковы и выборы. Но главной особенностью была многоступенчатость выборов – сначала выборы в сельские и городские Советы, затем из выбранных депутатов избирались представители уезда, далее шли губернские советы. И прошедший все эти ступени избранник мог рассчитывать на выборы в последнюю инстанцию – Всероссийский съезд Советов. Всеобщими такие выборы быть не могли, равными их тоже назвать затруднительно, ну а тайного голосования не существовало в принципе. При этом главным звеном в этой сложной машине выборов был не избиратель, а избирательная комиссия, действия которой прописывались специальными инструкциями свыше. В 1936 г. была создана почти идеальная Конституция. В ней вновь возвращался принцип всеобщности и равенства выборов. Выборы снова стали прямыми, а не многоступенчатыми. Непосредственно граждане СССР избирали Советы, а высшим органом государственной власти стал Верховный совет СССР. Но кандидаты избирались на производстве, а баллотировались почему-то по территориям. На производстве их знали, а в районах проживания, конечно, нет. Но при советской системе это было совершенно не важно – ведь имелся всего один мандат на который и выдвигался один кандидат. В 1977 г. снова произошла смена Конституции. Существенных изменений в ней не было, но были некоторые новшества. Например, можно было свободно обсуждать кандидатов и даже агитировать за них. Основное реформирование началось в годы перестройки. По новому закону стало возможным выдвижение более одного кандидата. Однако формулировка закона практически провалила выборы. В большинстве округов было по привычке выдвинуто по одному кандидату, а в некоторых вообще ни одного, поскольку в законе было сказано «любое количество депутатов». И ноль вполне укладывался в эту схему. Тем не менее эта переходная от советской система позволила наконец создать рабочую версию представительного органа государственной власти. Мария Лукашина Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал