Проблема взыскания задолженности с лиц, отбывающих уголовные наказания, стоит на сегодняшний день очень остро. Исследуя основные показатели деятельности по взысканию задолженности с лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), расположенных в Приволжском федеральном округе (далее – ПФО), следует отметить, что за период 2009–2010 годах. в исполнительном производстве находился 157 751 документ на общую сумму 7 220 287 000 рублей. Из них 8 374 (5%) – это исполнительные документы по алиментным обязательствам, 50 578 (32%) – документы о возмещении ущерба, 98 799 – документы по иным взысканиям (63%). В целом по стране задолженность превышает 50-миллиардный рубеж.
За текущий период из общей суммы, подлежащей взысканию по исполнительным документам, реально взыскано 408 477 000 руб., что составляет порядка 6% от общей суммы, подлежащей взысканию.
В целом в ПФО процент фактического исполнения данной категории исполнительных документов составил 13%, что свидетельствует о низком уровне взыскания задолженности с лиц, отбывающих наказание в учреждениях УИС.
Наиболее острой остается проблема, связанная с трудоустройством осужденных в местах лишения свободы. Всего в исправительных учреждениях ПФО по состоянию на 1 июля текущего года содержалось 76 292 осужденных, имеющих исполнительные листы. Погашают иски 24 889 человек, или 32,6% (УИС России – 30,6%) от количества осужденных, имеющих исполнительные листы.
Доля осужденных, имеющих исполнительные листы, по суммам распределилась следующим образом:
- до 50 000 руб. – 67,21%;
- от 50 000 до 100 000 руб. – 16,26%;
- от 100 000 до 500 000 руб. – 13,25%;
- от 500 000 до 1 000 000 руб. – 2,3%;
- свыше 1 000 000 руб. – 0,98%.
Трудоустроено на оплачиваемые работы в исправительных учреждениях ПФО 84,6% от количества лиц, погашающих иски (по УИС России – 81,98%). Удельный вес трудоустроенных осужденных, имеющих иски, по сравнению с 2009 годом увеличен на 11% (по России – на 9%). Среднемесячный заработок осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму (ст. 105 УИК РФ) в учреждениях ПФО, составил 4 603 руб.
Существует множество как объективных, так и субъективных факторов, не позволяющих в полном объеме использовать осужденных в трудовой сфере. В основном это происходит по причине отсутствия специальности у осужденного, ограниченной трудоспособности или нетрудоспособности (инвалидность, нервно-психические заболевания, туберкулез и т.д.), а также в силу исполнения оперативно-режимных требований (склонные к побегу, членовредительству, нарушению режима отбывания наказания и т.д.).
Нововведением для организации порядка удержаний по исковым заявлениям явилось внесение изменений в ст. 107 УИК РФ («Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы»). Первоочередность взыскания алиментов и возмещения вреда позволила погашать задолженность всем трудоустроенным осужденным. По сравнению с 2010 годом сумма фактически взысканного увеличилась в 5 раз.
Однако, несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных рабочих мест для спецконтингента, в том числе первоочередного трудоустройства осужденных, имеющих задолженность по исполнительным листам, существует ряд проблем взыскания задолженности:
- низкий заработок осужденных в связи с невыполнением осужденными норм выработки из-за низкой квалификации (37% трудоустроенных осужденных заняты на швейном производстве, что не дает больших заработков из-за отсутствия достаточного опыта для выполнения норм выработки);
- высокая степень износа основных производственных средств (станков, прессов, швейных машинок);
- отсутствие стимулов у работающих осужденных к увеличению производительности труда.
К повышению стимула работающих осужденных вполне уместной и своевременной послужила бы поправка в ст. 99 УИК РФ («Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы»). Это касается неравноправной возможности осужденных использования денежных средств, находящихся на их лицевых счетах, с учетом работающих и неработающих категорий. Так, у работающего осужденного либо осужденного, получающего пенсию, производится обязательное ежемесячное отчисление с лицевого счета денежных средств на возмещение расходов по их содержанию (питание, одежда, коммунально-бытовые услуги, индивидуальные средства гигиены). Однако неработающие осужденные пользуются вышеперечисленными услугами по их содержанию бесплатно. Данное положение приводит к тому, что осужденные не стремятся трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией учреждения, к отсутствию позитивной мотивации у работающих осужденных к выполнению и перевыполнению норм выработки.
Эффективное взыскание задолженности с лиц, отбывающих наказание в УИС, может быть только при рациональной организации взаимодействия между подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов (далее – ФСИН и ФССП).
Однако до сих пор не выработан единый подход к оценке взаимодействия на различных уровнях управления, что обусловлено в первую очередь отсутствием научно-методических разработок по данной проблеме, а также отсутствием системной нормативно-правовой регламентации. В связи с этим на практике возникают трудности в организации этой работы как на уровне региональных, территориальных органов управления, так и на уровне служб и подразделений объектового назначения, что негативно сказывается на результатах совместной работы, создает предпосылки для дальнейшего роста правонарушений, снижает эффективность профилактических мероприятий, снижает доверие населения к деятельности правоохранительных органов.
Совместная работа в данном направлении стала рационально и эффективно проводиться после принятия на федеральном уровне Соглашения от 13.07.2010 № 10/1-2394/12/01-5 «О взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов» (далее – Соглашение).
Вышеназванным Соглашением определены цели по организации общих форм взаимодействия, позволяющие разрабатывать и заключать совместные соглашения, издавать приказы для конкретизации форм и методов совместных действий, исходя из сложившихся в соответствующем субъекте Российской Федерации условий.
Основными задачами взаимодействия являются:
- регулярный обмен информацией по вопросам, входящим в компетенцию сторон и представляющим взаимный интерес;
- совместные мероприятия (издание приказов, заключение соглашений, создание рабочих групп, сверка данных и т.п.) в отношении лиц, являющихся должниками по исполнительным производствам и осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы либо к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Содержанием информационного обмена между органами исполнения наказаний и службы судебных приставов является получение информации о:
- трудоустройстве осужденного должника;
- наличии у осужденного должника заработка;
- размере заработка и производимых удержаниях;
- размере денежных средств на лицевом счете осужденного должника;
- сроке отбывания наказания;
- сроках возможного рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного должника;
- о наличии и размере задолженности осужденного должника по исполнительным документам.
Кроме того, в рамках Соглашения структурные подразделения территориальных органов ФССП России при получении информации об отсутствии работы у осужденного к лишению свободы должника в рамках исполнительных производств направляют в УИН ходатайства о трудоустройстве. При получении информации об осуждении должника к наказанию, не связанному с лишением свободы, запрашивают в уголовно-исполнительных инспекциях информацию о месте работы и жительства осужденного должника, о дате постановки на учет, дате и основаниях снятия с учета и одновременно сообщают о наличии у него непогашенной задолженности по исполнительным документам.
На основании Соглашения большинство региональных органов ФСИН и ФССП России по ПФО заключили в 2010–2011 годах. совместные соглашения для конкретизации форм и методов совместных действий, исходя из сложившихся в том или ином субъекте Федерации условий.
Евгений Матвеев
Материалы по теме
ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал