Поставщик отправил товар покупателю без страховки, без описи вложения и без объявленной ценности. Груз был похищен в процессе его перевозки между городами. Кто и в каком размере будет отвечать за утрату товара? Об этом — в материале эксперта портала Дмитрия Стихина.
В рассматриваемых правоотношениях участвуют три стороны: поставщик (продавец), покупатель и транспортная компания. В конечном итоге убытки в размере стоимости утраченного груза лягут на плечи одной из этих сторон.
Для начала рассмотрим границу ответственности между покупателем и продавцом, которая возникает после заключения договора поставки (купли-продажи).
По общему правилу, установленному ст. 459 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Иными словами, ключевым здесь является момент, когда обязанность продавца по передаче товара считается исполненной. Могут быть следующие варианты (ст. 458 ГК РФ) перехода риска утраты товара от продавца к покупателю:
- в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу (при доставке товара продавцом);
- в момент предоставления товара в распоряжение покупателя (при самовывозе со склада продавца);
- в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю;
- в любой другой момент, предусмотренный договором по соглашению сторон.
Таким образом, по условиям договора поставки риск утраты товара перейдет к одной из сторон. С учетом последнего пункта становится ясно, что вариантов распределения рисков между покупателем и продавцом может быть огромное множество.
Поскольку в нашем случае участвует транспортная компания, предположим, что риск перешел от продавца к покупателю в момент сдачи товара перевозчику. То есть поставщик выбыл из зоны ответственности за утрату товара.
С момента принятия товара от поставщика до момента передачи его покупателю за сохранность груза несет ответственность транспортная компания. Однако размер ответственности может быть разным, в зависимости от правовой природы отношений с участием транспортной компании. Возможны следующие варианты.
- Транспортная компания — перевозчик. Если доставка товара осуществлялась по договору перевозки (глава 40 ГК РФ), то перевозчик обязан возместить ущерб в размере стоимости утраченного груза (отправленного без объявления стоимости), которая определяется исходя из цены договора поставки (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
- Транспортная компания — экспедитор. Если доставка товара осуществлялась по договору транспортной экспедиции (глава 41 ГК РФ), то экспедитор несет аналогичную перевозчику ответственность, которая предусмотрена ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», в размере действительной стоимости утраченного груза.
- Транспортная компания — оператор почтовой связи. Если доставка осуществляется почтовой связью (Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»), то при отправке товара без объявленной ценности ответственность оператора почтовой связи ограничена двукратным размером суммы тарифной платы.
Таким образом, в случае отправки груза без объявления стоимости перевозчики и экспедиторы отвечают в размере полной стоимости утраченного груза, а операторы почтовой связи — только в размере двукратной стоимости тарифной платы.
Стоит отметить, что в случае объявления стоимости груза его утрата была бы компенсирована в размере объявленной стоимости, а в случае страхования груза его стоимость была бы компенсирована страховой компанией.
Дмитрий Стихин, юрист компании «Parma Legal»
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме