В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа относится утверждение правил благоустройства соответствующей территории, организация благоустройства территории (включая озеленение территории). Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой на постоянной основе проводятся надзорные мероприятия, связанные с исполнением органами местного самоуправления законодательства о благоустройстве в части содержания, охраны, восстановления, сноса зеленых насаждений. Так, проведенные в 2015–2017 годах проверки показали, что со стороны администрации г. Перми, ее территориальных и функциональных органов, подведомственных учреждений, допускаются следующие основные нарушения: — ненадлежащим образом осуществляется контроль за приживаемостью зеленых насаждений, высаженных подрядными организациями в ходе реконструкции автомобильных дорог, при выполнении работ по посадке зеленых насаждений на территории г. Перми; — не во всех случаях направляются в суд заявления о взыскании размера ущерба, причиненного незаконным сносом зеленых насаждений; — при составлении протоколов об административных правонарушениях имеют место факты его составления неуполномоченным лицом, в отношении невиновного лица, что позволяет виновным лицам избежать административной ответственности; несмотря на положения ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ распространена практика привлечения к административной ответственности либо должностного, либо юридического лица; — администрациями районов г. Перми при составлении актов комиссионного обследования не всегда отражается обязанность заявителя выполнить компенсационные посадки; не проводится проверка выполненных работ по сносу зеленых насаждений на соответствие выданному акту комиссионного обследования зеленых насаждений, не во всех случаях контролируется осуществление компенсационных посадок и др. — имеет место практика выдачи актов комиссионного обследования зеленых насаждений на земельные участки, находящиеся в частной собственности. По результатам проверки исполнения законодательства о благоустройстве в части содержания, охраны, восстановления, сноса зеленых насаждений в Краснокамском городском поселении установлено, что инвентаризация зеленых насаждений не проведена, паспорта на объекты озеленения не разработаны. В связи с чем Пермским межрайонным природоохранным прокурором в Краснокамский городской суд направлено исковое заявление о возложении на администрацию Краснокамского городского поселения обязанности провести инвентаризацию зеленых насаждений, организовать разработку паспортов объектов озеленения. Требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме, на сегодняшний день решение суда исполнено. Немаловажное значение в указанной сфере уделяется природоохранной прокуратурой содержанию муниципальных нормативных правовых актов на предмет их соответствия положениям федерального законодательства. Так, 24.12.2015 Пермским краевым судом рассмотрено административное исковое заявление, подготовленное природоохранной прокуратурой, об оспаривании нормативного правового акта в порядке гл. 21 КАС РФ о признании недействующими п.п. 1.2, 1.4 Порядка сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 26.08.2014 № 155, в части возложения на собственников земельных участков обязанностей по согласованию с администрацией г. Перми сноса зеленых насаждений в границах принадлежащих собственникам земельных участков, осуществления выплаты восстановительной стоимости снесенных зеленых насаждений или выполнения компенсационных посадок. Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, решение суда вступило в законную силу. Решением Пермской городской Думы от 28.06.2016 № 129 оспоренные положения исключены из Порядка. В IV квартале 2016 — I квартале 2017 года по результатам изучения Правил содержания и благоустройства территорий городских и сельских поселений на поднадзорной территории направлено 7 предложений о внесении изменений и дополнений в муниципальный нормативный правовой акт, 3 протеста, 2 требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов. Все акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены: в муниципальные нормативные правовые акты внесены либо вносятся необходимые изменения, направленные на приведение их в соответствие с действующим законодательством. Основные нарушения, выявляемые в рамках мониторинга муниципальных нормативных правовых актов в сфере благоустройства, связаны с возложением на правообладателей земельных участков обязанностей, не предусмотренных законом: по содержанию зеленых насаждений на «прилегающей к участку территории»; по согласованию собственником земельного участка сноса зеленых насаждений, произрастающих на принадлежащем ему земельном участке, с органом местного самоуправления и уплате в местный бюджет восстановительной стоимости или проведению компенсационных посадок; по согласованию сноса зеленых насаждений с отделом ГИБДД. Также имеют место случаи употребления в тексте муниципальных нормативных правовых актов неоднозначно понимаемых терминов и определений и др. Указанные нарушения имели место в муниципальных нормативных правовых актах Бершетского, Гамовского, Заболотского, Култаевского, Платошинского, Лобановского, Хохловского и иных сельских поселений. Учитывая, что вопрос исполнения законодательства о благоустройстве в части охраны зеленых насаждений не теряет своей актуальности, работа природоохранной прокуратуры в указанной сфере следует продолжить. Р. А. Дарипов, и.о. природоохранного прокурора, советник юстиции Материалы по теме