Одним из направлений деятельности Российской торгово-промышленной палаты является работа по совершенствованию законодательства, касающегося развития предпринимательства в Российской Федерации. При этом важнейшими полномочиями торгово-промышленной палаты в этой сфере являются осуществление независимых экспертиз проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также непосредственное участие в подготовке затрагивающих интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Лишь за период с 2008 по 2011 годы ТПП России подготовила и направила в органы государственной власти 350 заключений на проекты федеральных законов, внесла в профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 70 пакетов поправок, разработала свыше 35 собственных инициатив. Также ТПП России провела экспертизу более 100 регламентов исполнения федеральными органами власти различных государственных функций. Помимо этого представители Российской торгово-промышленной палаты принимают активное участие в парламентских слушаниях по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и экономической сферы. Специалистами ТПП России на постоянной основе ведется работа в экспертных и общественно-консультативных советах, созданных в Государственной Думе и министерствах социально-экономического блока, российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых споров. Лишь за 2011 год представители палаты в рамках РТК приняли активное участие в обсуждении более 25 законопроектов, многие из которых были серьезно доработаны в соответствии с мнениями предпринимателей. В качестве основных направлений своей работы по совершенствованию российского законодательства, касающегося развития бизнеса, ТПП РФ определила направления, связанные с поддержкой инновационной деятельности и защитой интеллектуальных прав, противодействием коррупции и обеспечением безопасности предпринимательской деятельности, развитием малого и среднего бизнеса, устранением административных барьеров для ведения бизнеса. Так, в 2008-2011 гг. экспертные заключения и поправки ТПП России позволили существенно доработать с учетом интересов бизнеса федеральные законы «О передаче прав на единые технологии», «О патентных поверенных», «Об инновационном центре «Сколково». При активном участии ТПП РФ были приняты изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», закрепившие понятия «инновация», «инновационная деятельность», определившие основные формы ее государственной поддержки, а также условия для более активного формирования рынка инновационных технологий и их коммерциализации. В 2011 году палата оказала существенную поддержку законодательному решению о создании с 1 февраля 2013 года в системе арбитражных судов Российской Федерации суда по интеллектуальным правам. Во исполнение принятого в 2008-2009 гг. пакета антикоррупционных законов «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» ТПП России провела существенную работу по экспертизе нормативных актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения. В 2009 году по предложению ТПП РФ было принято решение об увеличении предельной суммы годового дохода предпринимателей, при которой возможно применение упрощенной системы налогообложения, до 60 млн. рублей, а уже в 2011 году палата направила в Госдуму и Минфин России предложение об увеличении указанного дохода до 100 млн. рублей. При участии Российской торгово-промышленной палаты был одобрен Федеральный закон N 159-ФЗ «О малой приватизации», установивший льготный порядок выкупа помещений, арендуемых малым бизнесом. В 2009-2010 годах при поддержке палаты в этот закон были внесены изменения о снижении минимального срока аренды с трех до двух лет. Помимо этого в 2011 году палата вышла с инициативой распространить льготный порядок приватизации на все арендуемые малым бизнесом помещения независимо от размера их площади, а также закрепить в законе минимальный пятилетний срок рассрочки по уплате выкупных платежей и установить бессрочность действия закона. Предложения палаты были направлены в Минэкономразвития России. Важным событием для поддержки предпринимательства стало принятие в 2008 году Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон ввел уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности и предусмотрел запрет на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одних и тех же требований, а также одного и того же объекта. Особое внимание в работе по совершенствованию законодательства Торгово-промышленная палата России уделяла вопросам налоговой политики и бухгалтерского учета. Так, в 2011 году при рассмотрении правительственного законопроекта о реформировании специальных налоговых режимов палатой был инициирован ряд поправок, предусматривающих увеличение предельной численности наемных работников при применении патентной системы до 15 человек, а также предоставление права применять упрощенную систему налогообложения организациями, имеющими представительства. Кроме того, в рамках рассмотрения в 2011 году в Государственной Думе федерального закона о формировании благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности, был учтен ряд ключевых поправок палаты: налогоплательщику была предоставлена возможность реализовывать нематериальные активы, полученные в результате НИОКР, вне зависимости от срока их нахождения на балансе налогоплательщика; закреплено право налогоплательщиков самостоятельно определять срок, на который могут создаваться резервы предстоящих расходов на НИОКР. При принятии в 2011 году Федерального закона «О бухгалтерском учете» по предложению палаты в него была включена норма о том, что федеральные стандарты бухгалтерского учета независимо от вида экономической деятельности должны устанавливать упрощенные способы его ведения, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства. Отдельное направление работы по совершенствованию законодательства было связано с решением вопросов развития промышленности, инвестиционной политики и государственно-частного партнерства. В 2008 году палатой был разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О промышленной политике», который призван установить правовые основы формирования и реализации государственной промышленной политики в Российской Федерации. В 2011 году эксперты палаты вошли в рабочую группу при профильном комитете Госдумы и планируют в 2012 году активно добиваться принятия законопроекта. При активном содействии ТПП России профильным комитетом Государственной Думы в 2010 году был разработан модельный региональный Закон «Об участии субъекта Российской Федерации в проектах государственно-частного партнерства», который был направлен в территориальные торгово-промышленные палаты для обсуждения с региональными администрациями. Появлению альтернативных способов разрешения предпринимательских споров способствовало принятие в 2010 году Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который был инициирован ТПП России. Закон ввел в российскую правовую систему новый институт посредников при урегулировании экономических и иных споров во внесудебном порядке. Помимо инициирования принятия этого документа палата принимала активное участие в разработке подзаконных нормативных актов, необходимых для реализации данного закона. Учитывая высокий уровень налоговой нагрузки на бизнес, в 2009-2011 годах вся система торгово-промышленных палат России активно включилась в проработку вопроса о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для отдельных категорий предпринимателей. При этом ТПП России предлагала также распространить льготный 20-процентный тариф на весь малый бизнес и некоммерческие организации. Однако пониженный тариф был введен до 2014 года лишь для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения и работающих в производственной и социальной сферах. Вместе с тем была учтена поправка ТПП РФ о снижении с 50 до 30 человек численности персонала для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, на которые распространяется льготная ставка страховых взносов в 14%. В Пермском крае Пермской торгово-промышленной палатой совместно с Уполномоченным по правам человека Марголиной Т.И. была предложена концепция создания в регионе должности Уполномоченного по защите свободы предпринимательской деятельности. Данная инициатива получила широкое обсуждение среди заинтересованных лиц: предпринимателей, общественных организаций, занимающихся поддержкой бизнеса в регионе. Анализ поступающих в Пермскую ТПП обращений предпринимателей также свидетельствует о необходимости создания в крае нового института, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов различных субъектов предпринимательства. В результате проведенной работы соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края. В настоящее время проводятся дополнительные консультации с представителями бизнеса и общественности. Активная работа проводилась Пермской ТПП при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми. По инициативе Пермской ТПП в комиссию по разработке и утверждению схемы были включены представители общественных организаций, объединяющих предпринимателей, что позволило максимально учесть интересы владельцев торговых объектов и населения г. Перми. На сегодняшний день принята Концепция ТПП России по совершенствованию российского законодательства до 2016 года, определяющая главные приоритеты палаты и бизнеса в законотворческой сфере в период работы Государственной Думы шестого созыва. Определены основные направления законотворческой деятельности торгово-промышленной палаты, в числе которых следует выделить совершенствование гражданского и корпоративного законодательства; создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; инновационное развитие экономики и защита интеллектуальной собственности; совершенствование инвестиционной политики и механизмов государственно-частного партнерства; формирование законодательной базы промышленной политики; совершенствование налогового законодательства и др. П.Ю. Новоселов, директор юридического департамента Пермской торгово-промышленной палаты Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме