Раздел II: «Конституционное, административное и финансовое право» В действующем законодательстве нормы о порядке и размерах уплаты государственной пошлины содержатся в гл. 25.3 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ). Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, уполномоченным в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, совершать в отношении плательщиков государственной пошлины, юридически значимые действия предусмотренные главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (ст. 333.16 НК РФ). Плательщиками государственной пошлины являются физические и юридические лица. В силу ст. 333.18 НК РФ, государственная пошлина может уплачиваться плательщиком как в наличной, так и безналичной форме. На практике возникает вопрос: вправе ли организация уплачивать государственную пошлину наличными денежными средствами? Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 г. № 118 указано, что государственная пошлина может быть уплачена представителем организации, однако не упоминается можно ли ее уплатить наличными денежными средствами1. Существует две точки зрения по данному вопросу. Согласно первой точке зрения организация вправе уплачивать государственную пошлину наличными денежными средствами через своего представителя. Данный подход нашел отражение в судебных решениях (Постановление ФАС Уральского округа от 10.09.2009 № Ф09-6694/09-С4 по делу № А76-720/2009-49-4 суд признал, что государственная пошлина надлежащим образом уплачена представителем за счет наличных денежных средств2; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 № Ф04-8146/2009 (18785-А46-26) по делу № А46-10081/2008) и в статье А.И. Серовой «Уплата налогов наличными денежными средствами»3. В письме Министерства финансов России от 23.05.2011 № 03-05-04-03/32 указано, что организация вправе уплачивать государственную пошлину через представителей. В таком случае в платежных документах нужно указать, что соответствующая сумма уплачена именно организацией за совершением для нее юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса РФ, и именно за счет ее собственных средств, а не за счет средств представителя4. В Определении Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 № 41-О разъясняется, что факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме – безналичной или наличной – происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных средств5. Однако есть и вторая точка зрения, которой придерживается, например Д. Новинский: организация не вправе уплачивать государственную пошлину наличными денежными средствами, даже через своего представителя. При этом автор обращает внимание на Положение Центрального Банка РФ от 01.04.2003 № 222-П, где указывается, что наличные денежные средства в счет погашения налоговых обязательств (к которым относятся государственные пошлины и сборы) банки принимают только от физических лиц6. Аналогичное требование содержат также совместное Письмо Центрального Банка РФ № 151-Т и Министерства по налогам и сборам России № ФС-18-10/2 от 12.11.2002, Письмо Министерства финансов России от 15.03.2006 № 03-06-03-03/08. Д. Новинский считает неверной трактовку положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 № 118, объясняя это тем, что уплата государственной пошлины через представителей не является основанием для того, чтобы исковое заявление было оставлено без движения и возвращено, то есть ВАС РФ эту ситуацию рассматривает только с позиции действий суда, а не ее правомерности. Между тем требования финансовых и налоговых ведомств связаны с признанием расходов в виде государственной пошлины в целях налогооблажения прибыли. Таким образом, чтобы избежать дополнительных налоговых рисков, организациям следует уплачивать государственную пошлину самостоятельно и только в безналичной форме7. Проанализировав две вышеописанные точки зрения, можно сделать вывод о том, что организации могут уплачивать государственную пошлину наличными денежными средствами. Однако данная норма требует законодательного закрепления. Предлагается внести дополнение в ст. 333.17 НК РФ, в которой будет закреплено за организацией право уплачивать государственную пошлину наличными денежными средствами. Литература: 1. Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей» // Вестник ВАС РФ. - 2007. - N 7. 2. Постановление ФАС Уральского округа от 10.09.2009 № Ф09-6694/09-С4 по делу № А76-720/2009-49-4 3. Серова А.И. Уплата налогов наличными денежными средствами / А.И.Серова // Строительство: бухгалтерский учет и налогооблажение. - 2009. - № 5. 4. Письмо Министерства финансов России № 03-05-04-03/32 от 23.05.2011. 5. Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 № 41-О // Консультант плюс. Раздел законодательство. 6. Положение ЦБ РФ № 222-П от 01.04.2003 // Вестник Банка России. 2003. N 24. 7. Новинский. Д. Госпошлина в профиль и анфас / Д. Новинский // Налоговый учет для бухгалтера. 2009. № 3. © Голубева В.О., 2012 Голубева В.О., студент, научный руководитель: ассистент Сунцева П.В., Пермский государственный национальный исследовательский университет , г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме