[caption id="attachment_10011" align="alignleft" width="180" caption="Брауншвайг"][/caption] В августе 2009 г. судьи Семнадцатого арбитражного апелляционного суда встретились с прибывшей в Пермь делегацией судей земли Нижняя Саксония (Федеративная Республика Германия). Визит немецких коллег осуществлялся в рамках Соглашения о партнерском сотрудничестве между судами Пермского края и земли Нижняя Саксония. Обмен опытом осуществляется уже в течение 16 лет. По словам президента Верховного суда земли Нижняя Саксония Эдгара Изерманна, возглавившего немецкую делегацию, этот длительный срок говорит также о серьезности и добросовестности общей работы, иначе не было бы желания продолжать эти контакты. «Круглый стол» с участием судей Семнадцатого арбитражного апелляционного суда и судей земли Нижняя Саксония Вопросы, которые обсуждали участники «круглого стола», затронули различные сферы судебной системы Германии и России. От лица присутствующих российских судей делегацию немецких судей на Пермской земле приветствовал Виктор Цодикович, председатель Семнадцатого арбитражного апелляционного суда. В частности, Виктор Михайлович отметил: «Политические и культурные изменения в жизни нашей страны, ее переход к демократизации общества и рыночной экономике выдвигают новые требования к судебной системе. Растет образовательный и общий уровень правовой культуры в российском обществе, что также ведет к увеличению количества судебных дел. 2009 год стал сложным периодом как для российской, так и для мировой экономики; это отразилось и на количестве поступающих апелляционных жалоб, и на нагрузке». Предваряя дискуссию, Виктор Михайлович выразил надежду, что общение в рамках «круглого стола» расширит представление немецких судей о переменах, произошедших в российской арбитражной системе; кроме того, российские судьи смогут больше узнать о тенденциях развития правовой системы ФРГ. Отвечая пожеланиям российской стороны, г-н Эдгар Изерманн, возглавляющий немецкую делегацию, начал беседу с краткого обзора судебной системы Федеративной Республики Германия. Эдгар Изерманн, президент Верховного суда земли Нижняя Саксония, судья: – В Германии 80 млн. жителей, и примерно 25 тыс. из них – судьи и 150 тыс. – адвокаты. Пожалуй, наиболее ощутимое различие между немецкой и российской системами правосудия, в особенности, когда речь идет об арбитражном процессе, заключается в следующем: в Германии каждый суд занимается именно отдельным гражданином; спорят друг с другом как предприятия, так и люди с предприятий. В принципе, каждый гражданин имеет право обратиться в любой из видов существующих судов. У нас также существует разграничение на суды общей юрисдикции, рассматривающие гражданские и уголовные дела. В судах, рассматривающих гражданские дела, есть еще один подотдел – так называемые семейные суды, где существует своя последовательность прохождения инстанций. Немного усложняет дело по гражданским делам сумма иска: если сумма иска низкая, этим занимаются участковые суды, относящиеся к разряду судов первой инстанции. Для более высокой суммы иска суд второй инстанции является первым. В гражданских делах сумма иска не должна превышать 5 тыс. евро. Кроме этого, есть специализированные суды. Первая категория специализированных судов – административные суды, которые занимаются спорами между отдельным гражданином и государством; для этого есть три инстанции. То же самое относится к бытовым судам, которые занимаются бытовыми спорами, т.е. спорами между работодателем и наемной стороной; речь в таких спорах идет в основном об увольнениях. Для этих бытовых судов также существуют три инстанции. И кроме этого существуют так называемые социальные суды; они занимаются социальными спорами, связанными с предоставлением пенсий, социальных пособий по безработице и медицинского и других видов социального страхования. У таких судов как раз самая большая нагрузка: это связано с проводимыми в Германии социальными реформами. Так, многие безработные граждане, получающие социальное пособие по безработице, не согласны с суммой выплаты. Поэтому, к примеру, пять лет назад в Нижней Саксонии было 100 судей, работающих в социальных судах, а сейчас – 170. Кроме этого, есть еще финансовые суды. У финансовых судов две инстанции. Они занимаются всеми видами налогов. Дела, связанные со всеми видами налогов, рассматриваются в этом суде, начиная с налога на добавочную стоимость; споры о мелких коммунальных налогах – вроде налога на собаку – решаются в административном суде. Ускоренные процессы Сергей Евгеньевич Иванов, заместитель председателя Арбитражного суда Пермского края: – Я представляю здесь один из тех судов, ошибки которых исправляет Семнадцатый арбитражный апелляционный суд. Услышав от немецких коллег, что в Германии значительная доля нагрузки ложится на социальные суды, я хотел бы услышать, какая именно это нагрузка и как она оценивается? Сколько дел рассматривает судья? Кристиан Бюшен, президент административного суда Брауншвайг, судья: – Хотя я не являюсь судьей социального суда, социальный суд Брауншвайг находится с нами в одном здании, и, тесно с ним общаясь, я могу сказать следующее. У социальных судей довольно много так называемых ускоренных процессов: каждый судья проводит ежедневно примерно три таких процесса. К примеру, гражданин подает жалобу, не удовлетворенный размером социального пособия, выделенного ему на жизнь; такое дело нужно решить в ускоренном порядке. Это касается и дел, связанных с выплатами пенсий, кассовыми выплатами. Текущих дел у каждого социального судьи приблизительно 400 в год. Поэтому «неускоренные» дела по причине нехватки времени зачастую остаются в стороне, ожидая своего рассмотрения до двух-трех лет. К этому готовились, но не приспособились, из-за этого в социальных судах много жалоб. Еще один, более развернутый пример: безработный встает на учет, государство оплачивает ему квартиру, дает деньги на жизнь. Однако если гражданин снял, по мнению государства, слишком большую квартиру, государство может решить ее не оплачивать; тогда гражданин, боясь выселения, подает в суд; в таких случаях дело требует ускоренного решения – не более одной недели. Татьяна Евгеньевна Карпова, председатель третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судья: – Это ускоренное решение, а сколько занимает обычное производство дела, неускоренное? К. Бюшен: – В суде Брауншвайг – от шести до восьми месяцев. Э. Изерманн: – Хотелось бы отметить: основной принцип нашей работы – отсутствие сроков. Один из принципов судейской независимости заключается в том, как сам судья назначает расписание судебных процессов. Это зависит от того, сколько свидетелей он хочет вызвать – пять или десять, или, если это необходимо, от сроков проведения независимой экспертизы. В зависимости от этого судья назначает дату судебного процесса – в сентябре или, скажем, в январе. Потом он решает, достаточно ли было одного судебного заседания или требуется дополнительное. Все это относится к принципам судейской независимости, и ни председатель суда, ни какой-либо исполнительный орган не имеют права вмешиваться, давить по поводу сроков проведения судебного заседания. Единственный существующий срок – это когда уже вынесено судебное решение, его нужно оформить в письменном виде, на это отпускается не более трех недель, как в случае с гражданскими делами. С одной стороны, можно сказать, что для немецких судей созданы райские условия, с другой стороны – это не всегда соответствует действительности. Существует определенная статистика того, сколько в среднем, какой категории и за какое количество времени судья рассматривает дела. Бывает и такая ситуация: судья проводит несколько судебных заседаний и никак не может вынести решение; или же он вынес какое-то решение, но не оформил его в письменном виде. В таком случае против этого судьи можно принять какие-то дисциплинарные меры. Однако это решает не председатель суда, не правление суда, а специальный суд, который состоит из трех независимых судей. Конечно, есть еще один способ мотивации и привлечения к дисциплинарной ответственности – характеристики. Например, во время составления характеристики на того или иного судью председатель суда отмечает, насколько быстро или медленно тот работает. К. Бюшен: – Существует очень большая разница между гражданским судьей и административным судьей, а именно – в том, что в административном судопроизводстве судья по административным делам по собственной инициативе расследует дело; он обязан это сделать вне зависимости от того, какой материал он получил и какие доказательства предоставили ему стороны; он сам расследует это дело, выезжает на место строительства, к примеру. Т.Е. Карпова: – Конечно, он имеет при этом каких-то помощников? К. Бюшен: – Он пользуется услугами секретаря судебного заседания, который готовит дела и работает в канцелярии, но все решения, а также связанные с ними непосредственные действия, предпринимает сам, без каких-либо помощников. Владимир Андреевич Романов, председатель третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судья: – Судебные решения судья тоже выносит один? К. Бюшен: – Да, один, или, если это какое-то большое дело, судьи административной коллегии решают его втроем, плюс два народных заседателя, это непрофессиональные судьи, в итоге – пять человек. Э. Изерманн: – Наверное, следует сказать о том, как распределяются дела между судьями. В начале года судебная коллегия (а судебные коллегии у нас небольшие, их можно, пожалуй, приравнять к вашим судебным составам) собирается вместе и решает, кто какими делами будет заниматься. Обычно все решается по простому принципу: когда коллегия получает дела, они нумеруются по порядковым номерам. Затем устанавливается, кто будет заниматься делами, оканчивающимися на четное число, а кто – на нечетное. Это также одно из проявлений судейской независимости. При таком подходе, когда все уже заранее распределено, не бывает никаких недоразумений. В течение года установленный распорядок, конечно, можно изменить, но лишь в каких-то экстренных случаях: например, выясняется, что судья востребован в качестве административного работника, соответственно, у него уже мало времени на работу судьей. В таком случае его дела у него изымаются и еще раз заново распределяются. Или распределение нагрузки между коллегиями: например, выясняется, что в одной коллегии в связи с изменениями закона в текущем году увеличилось количество дел определенной категории. Решение о распределении дел также выносится судьями независимо от мнения председательствующего судьи коллегии. В каждой коллегии есть председательствующий судья и два других судьи, входящих в ее состав. Судьи собираются и принимают коллективное решение о перераспределении дел. Андрей Хохряков Материалы по теме ИСТОЧНИК// Впервые опубликовано в журнале «КонсультантПермь», 2009 г.