Раздел III: «Гражданское право» Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.1 Являясь независимой от других органов государственной власти, прокуратура способна обеспечить стабильное состояние законности во многих сферах жизнедеятельности общества, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Для осуществления эффективного надзора за исполнением природоохранного законодательства были созданы природоохранные прокуратуры. Начало формирования системы природоохранных прокуратур относится к периоду 1985-1986 гг. Тогда были созданы Каспийская бассейновая прокуратура (на правах областной), межрайонные прокуратуры на Байкале (Восточно-Байкальская, Западно-Байкальская), в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской областях. В последующие годы сеть таких специализированных прокуратур постепенно расширялась. В настоящее время в России насчитывается 69 природоохранных прокуратур, в Центральном федеральном округе их – 16, Северо-Западном – 11, Южном – 4, Северо-Кавказском – 3, Приволжском – 13, Уральском – 6, Сибирском – 9, Дальневосточном – 7.2 При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации специализированной прокуратуры (на правах районной) полномочия по осуществлению надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды возлагаются на прокуроров городов и районов3. В Пермском крае действуют две межрайонных природоохранных прокуратуры. Одна с дислокацией в городе Березники, а вторя ранее находилась в городе Чайковский, но приказом Генерального прокурора от 28.01.2010 № 4-ш в целях усиления надзора в области охраны окружающей среды на территории Пермского края, защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, была ликвидирована, а за счет высвободившейся штатной численности была образована Пермская межрайонная прокуратура4. Обе прокуратуры входят в состав прокуратуры Пермского края. Пермской природоохранной прокуратуре поднадзорны такие территории как: г. Пермь, Пермский район, Краснокамский район. В зависимости от состояния законности в сфере природопользования и охраны окружающей среды в регионе, его географического положения, промышленной развитости, плотности населения определяются основные направления надзора в данном регионе. Основными направлениями надзора Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры являются: надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления в экологической сфере, надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления, лесного законодательства, в том числе, в части охраны лесов от пожаров, надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. В качестве наиболее типичных выявленных нарушений законов в Пермском крае следует отметить: не приведение органами местного самоуправления нормативных правовых актов в соответствие с действующим экологическим законодательством либо принятие актов с превышением компетенции, невыполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов, ремонту муниципальных гидротехнических сооружений, выброс хозяйствующими субъектами загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, сброс неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, непринятие арендаторами лесных участков мер к разработке проекта освоения лесов с определением объема противопожарных мероприятий. В целях укрепления законности и правопорядка в сфере природопользования и охраны окружающей среды принимаются меры прокурорского реагирования. По результатам проверок проведенных Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2011 году выявлено свыше 700 нарушений законов, принесен 41 протест на незаконные правовые акты, внесено 44 представления, в суды предъявлено 55 исков о защите нарушенного права граждан на благоприятную окружающую среду5. С участием работников Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой рассмотрено 66 гражданских дел, включая дела по искам Березниковского межрайонного природоохранного прокурора. Существование природоохранных прокуратур оправдывает себя. Целесообразно создать сплошную сеть природоохранных прокуратур на правах областных, охватывающих всю территорию страны, в непосредственном подчинении которых будут природоохранные прокуратуры на правах районных. С учетом напряженной экологической обстановкой в стране и отсутствием полноценной системы государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды, природоохранные прокуратуры позволяют обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Литература: 1. Федеральный закон от 17.01.1999 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 1995. № 47. Ст. 4472. 2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году», http://www.mnr.gov.ru. 3. Приказ Генерального прокурора от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», http://www.genproc.gov.ru. 4. Приказ Генерального прокурора от 28.01.2010 № 4-ш «Об образовании Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры» http://www.genproc.gov.ru. 5. Докладная записка об итогах работы Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры за 2011 год, архив Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры. © Поносова С.С., 2012 Поносова С.С., студентка, научный руководитель: к.ю.н., доцент Антонов А.В., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме