Раздел II: «Конституционное, административное и финансовое право» Современное казачье движение переживает глубочайший кризис. Одни причины кризиса порождены самим казачеством, другие – следствие внешних, в том числе и государственной политики. Всё сводится для властей страны к простой форме; служишь – казак, не служишь – не казак. Образованные люди просто-напросто не хотят выполнять предлагаемую службу (тем более что с ней много непонятного, многое не соответствует традициям казаков), что приводит к тому, что уходит интеллигенция. А её надо наоборот привлекать. В.Д. Батырев в книге «Казаки и военные судостроения на речных верфях Дона и Днепра в XVII-XIX вв.» указывал, что казачество организовывалось в две категории: казачество анархо-демократическое, которое создало организацию сродни рыцарскому ордену, и другое – реестровое, особый военный класс на государственной службе. Порождённые властью реестровое и служивое казачества могли зачахнуть от власти, низводившей их на положение регулярного войска. Вместе с тем эффективно выполнить стоящие пред казачеством задачи зачастую мешает несовершенство российского законодательства. Ученые-правоведы отмечают, что, к сожалению, на настоящий момент федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, а также муниципальное законодательство, регулирующее вопросы деятельности казачества, можно охарактеризовать как рамочное, несистематизированное и во многом противоречивое, что не может служить надежной правовой базой для развития казачества. Кратко рассмотрим систему нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения по поводу деятельности казачьих организаций. Указанные отношения регулируются Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов РФ, подзаконными нормативно-правовыми актами. Одним из важнейших документов здесь можно считать утвержденную президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в июле 2008 года «Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Данная Концепция представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении российского казачества. Однако нужно понимать, что ее положения имеют достаточно общий характер и подразумевают свое развитие в Законах и подзаконных актах Российской Федерации. Более предметное регулирование деятельности казачьих объединений в России осуществляется, в частности, нормами Федерального закона «О некоммерческих организациях», в котором казачьи общества выделены в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций. Попыткой определить правовой статус казачьих обществ предпринято Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», которая не оказалась успешной. Идеологическим аспектом должна была стать государственная служба казачества. Лидеры казачества надеялись, что в рамках этой службы возродится казачья культура, обычаи и традиции. Но как показало время, невозможно организовать государственную службу, если организации остаются, по сути, общественными организациями. И хотя государство призвано регламентировать казачью службу, которая, в первую очередь, видится как служба ратная1. Эти выводы актуальны и своевременны. Именно служба в Российской армии в казачьих частях является основой государственной службы казаков. На сегодняшний день наша армия нуждается в здоровых, желающих служить и патриотично настроенных призывниках. Сегодня 62% молодёжи готовы служить по собственному желанию в армии2. Состояние здоровья призывников ухудшается – более 35% юношей от общего числа призывников не прошли медицинскую комиссию по состоянию здоровья. Вместе с тем в этой же статье приводятся данные, что более 2-х тысяч призывников – воспитанники казачьих формирований – направлены в 10 воинских частей в ВС РФ, которые носят казачьи наименования3. Хотя необходимо отдавать себе отчет, что эти воинские части формально казачьи, призывают туда всех подряд. Ныне казаками считают себя около 7 млн. человек. Из этого количества казаков чуть более 14% взяло на себя функции по несению госслужбы, а без малого 86% казаков остались в общественных, творческих и иных казачьих организациях. Есть разногласия и по численному составу казаков. Одни полагают, что в казачьем движении семь миллионов человек, другие не более 3 – 4 млн. Не будет регулярного казачьего войска, а будет общественная организация «Объединенное казачье российское общество»4.В настоящее время существует союз казаков России (СКР). В интервью А. Беглов подчеркнул, что государство не делит казаков на общественных и реестровых. Однако практика показывает, что такое деление в РФ существует. Вместе с тем нужно понимать, уже 3-4 млн. казаков субэтническую самоидентификацию сохранило, может быть, менее половины. Раздираемый внутренними и внешними противоречиями, процесс организационного сплочения казаков затянулся, они не нашли ещё своей нищи в обществе. Что, собственно, и происходит с казаками, взявшими на себя несение государственной службы. Государство формирует из казачества территориальные служилые формирования. Об этом прямо заявил В.И. Романов, генерал-лейтенант внутренних войск: «…организационная структура внутренних войск во многом соответствуют тому, что до революции представляло собой казачество». Но это не соответствует историческим реалиям казачества, если мы пойдём этим путем, то загубим становление казачества. Вообще все мы должны поставить вопрос, для чего возрождаем казачество? И что хотим получить в результате. По мнению учёных и многих казаков, должен возродиться казачий образ жизни, казачье мировоззрение, основанное на вековых приоритетах «Душа Богу, жизнь Отечеству, честь никому», вот в этом и есть смысл возрождения и становления! Литература: 1. Выступление Патриарха Кирилла.2010 г. 2. «Родина зовёт в полголоса» // Комсомольская правда. - 7.10.2011. 3. Газета КП // от 16.07.2011. - С.3 4. интервью А.Д. Беглов // Российская газета. - 26.05.10. 5. Озеров А.А. Каблицкий А.Г.. Донские казаки: проблемы возрождения и перспективы развития. – 6. Часть первая (История современного донского казачества). Исследования и документы. – г. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат». – 2003. - 624 с. 6. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. М. 2008. 7. Таболина Т.В. «Возрождение казачества: истоки, хроника, перспективы 1989-1994». Том I. Центр. М.1994.- 720с. © Шичкин Г.П.,2012 г. Шичкин Г.П., студент, научный руководитель: к.ю.н., доцент Маторина Е.И., Саратовская Государственная Юридическая Академия, Юридический Институт Правового Администрирования, г. Саратов Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме