Устройство детей-сирот в семьи – одна из самых актуальных и острых проблем в Прикамье. Правительство Пермского края совместно с аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае и гражданскими институтами вырабатывают механизмы защиты сирот. Каковы результаты работы? Об этом – интервью с заместителем председателя Правительства Пермского края Екатериной Бербер. Право есть, крыши над головой – нет – Как изменилось положение детей-сирот в Пермском крае за прошедшие 10 лет? – На смену общественному воспитанию пришла система семейного замещающего воспитания. Семью, принявшую ребенка, сопровождают центры помощи, которые предоставляют психологические, педагогические и правовые услуги. Ежегодно проверяется, как развивается ребенок в замещающей семье. Семье гарантируются меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на каждого ребенка. Размер пособия определяется исходя из фактических цен на продукты питания и товары по состоянию на 31 декабря каждого года согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. В ежемесячное пособие включается оплата расходов на коммунальные услуги. Воспитанники приемных семей также имеют право на получение единовременной выплаты для приобретения оборудования в размере 15 840 рублей. В Пермском крае реализуется проект по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, через жилищные сертификаты и выплаты. Это позволяет совершеннолетним сиротам самостоятельно выбирать жилое помещение на свободном рынке жилья не по месту прописки, а по месту жительства. Кроме того, такой механизм дает возможность привлечения иных источников, например, материнский капитал, что позволяет приобретать жилье, отвечающее индивидуальным потребностям семьи. Родителей выбирают – Можно ли однозначно утверждать, что институт замещающей семьи себя оправдал? – Право ребенка жить и воспитываться в семье как через реабилитацию и возвращение в кровную семью, так и через формы семейного устройства реализуется успешно. Последние три года в Пермском крае ежегодно в семьи устраивается около 5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако надо помнить, что главная наша задача – в принципе не допустить социального неблагополучия семьи, помочь ей на ранних стадиях кризиса. Семейная и детская политика властей ориентирована на раннее выявление детей и семей, нуждающихся в помощи социальных служб. Для этого в учреждениях образования, здравоохранения созданы службы по выявлению и коррекции первых признаков социального неблагополучия семей и детей. Профилактическая работа ведется в рамках индивидуальной программы сопровождения. В системах здравоохранения и образования ведется учет детей группы риска. Применение этих технологий позволило уделить больше внимания семьям, которые находятся на ранней стадии кризиса, имеют высокий реабилитационный потенциал и заинтересованы в сотрудничестве с социальными службами. Основной целью реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, является сохранение кровной семьи для ребенка. Для каждой такой семьи разрабатывается индивидуальная программа, которая в зависимости от проблем семьи и ребенка может включать в себя мероприятия по обучению, занятости, трудоустройству несовершеннолетних, решению проблем педагогического, психологического, медицинского, социально-бытового характера. Технология индивидуальной работы с неблагополучными семьями зависит от уровня реабилитационного потенциала семьи. Муниципальные комиссии контролируют эту работу и принимают решение о снятии семей и детей с учета. Брата и сестру не разлучить – Приведите наиболее яркие положительные примеры замещающих семей. – Таких примеров много. Ежегодно в фестивале-конкурсе на лучшую замещающую семью в заключительном итоговом туре принимают участие до 46 лучших семей, которые воспитывают, как правило, более 4-5 приемных детей. Все дети занимаются в учреждениях дополнительного образования, посещают спортивные секции, бассейн, успешно обучаются в образовательных учреждениях. Приемные дети принимают активное участие в школьных, городских мероприятиях, добиваются высоких результатов в учебе, во внеучебной деятельности, хорошо социализированы. Это семьи Неволиной из Верещагинского района, Сапегиной из Частинского района, Прохоровой из Березников. Детдомовские «авторитеты» – Если все так хорошо в замещающих семьях, можно ли считать детский дом пережитком прошлого? – И да, и нет. В Пермском крае созданы условия для реорганизации достаточно большого числа детских домов и для устройства детей в семьи. Дали результат целенаправленная политика региона по профилактике социального сиротства, развитию семейновоспитательных форм устройства, профессионализм замещающих семей. В итоге за последние пять лет количество детдомов сократилось с 51 до 15, то есть более чем на треть. Но полностью отказаться от детских домов мы не можем. Наша задача – изменить качество процесса воспитания в данных учреждениях. Есть, например, проблема социализации выпускников детских домов, в том числе получения ими профессий и специальностей, востребованных на рынке труда, а также гарантированного трудоустройства. Нужны программы профильной и предпрофильной подготовки воспитанников. И такие технологии разработаны. Например, в детском доме № 3 города Перми открыто кадетское отделение для детей-сирот. Восемьдесят кадетов учатся по программам военно-патриотической и военно-спортивной направленности. Это позволяет им целенаправленно готовиться к поступлению в суворовские училища и учебные заведения системы МВД. В детском доме города Краснокамска открыто профильное отделение железнодорожного и автотранспортного направления. Права детдомовцев охранялись и охраняются государством. Им гарантируются меры социальной поддержки в виде денежной компенсации при выпуске из детского дома, полное государственное обеспечение на время подготовки и обучения в государственных образовательных учреждениях, бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования. Выпускники детских домов имеют право на социальную поддержку в виде постинтернатного сопровождения. Воспитателю за сопровождение одного лица в возрасте от 18 до 23 лет выплачивается вознаграждение. Измерить гуманизм чиновника – Как администрация Пермского края строит отношения с аппаратом Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка в Пермском крае? – Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков входит во все координационные органы, созданные при Правительстве Пермского края, по вопросам соблюдения прав несовершеннолетних и по вопросам, связанным с реализацией проектов в сфере детства. Он является заместителем председателя краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Через его участие в работе координационных органов обеспечивается согласованное принятие решений по вопросам защиты прав детей. По фактам нарушения прав несовершеннолетних, выявленным Уполномоченным по правам ребенка и Уполномоченным по правам человека, органы государственной власти проводят проверки, принимают меры к виновным должностным лицам и устраняют причины, приведшие к нарушению прав детей. Дети возвращаются в семьи За период с 2000 по 2010 год произошло снижение общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, более чем на 3000 человек: с 23008 до 19630 человек. Процент устроенных детей в замещающие семьи увеличился в 2 раза: с 47 до 94 процентов. Более чем в 3 раза за последние пять лет увеличилось количество детей, возвращенных в кровные семьи после реабилитации: с 357 человек в 2005 году до 1115 чел. в 2010 году. В три раза сократилось количество отмен и возвратов из замещающих семей: с 146 в 2006 году до 63 в 2010 году. Ежегодно охват программами коррекции составляет около 30 000 детей из неблагополучных семей, 5000 из которых по результатам успешно проведенной коррекционной работы снимаются с учета. За 5 лет удалось существенно снизить удельный вес детского неблагополучия в крае: с 6,8 процентов в 2006 году до 5,8 процентов в 2010 году. За 2008-2009 годы жильем обеспечено 548 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010-2011 годах планируется обеспечить жильем 1155 детей. В результате работы всех субъектов профилактики с 2007 года численность детей в социально опасном положении сократилась на 24 процента. В 2010 году в связи с положительной реабилитацией снято с учета 2827 семей, в которых проживают 4947 детей, что составляет 58 процентов от общего количества снятых с учета. Из доклада Уполномоченного по правам ребенка: каждый второй ребенок не имеет закрепленного жилья и нуждается в его получении. Их число достигло 9017 человек. прокуратурой дополнительно выявлено 175 человек, не поставленных на учет для получения жилья. По причине жестокого обращения с ребенком были отменены 1 усыновление, 1 опека, произошло 4 возврата из приемной семьи. Возвращенный ребенок психологически воспринимает данный факт очень тяжело, у него закрепляется установка: я никому не нужен, я плохой, растет дистанция между ним и миром взрослых. Возвращенные дети переживают ситуацию сиротства повторно. Серьезная проблема – жизнеустройство детей-сирот, освободившихся из мест лишения свободы. Как правило, такие дети выходят из колонии в 16-17 лет и по существующим правилам должны быть приняты на воспитание в детский дом. Криминальное влияние таких подростков на других детей очень сильно. В пешнигортском детдоме трое бывших колонистов за короткое время выстроили неформальную иерархию, дети начали делать татуировки, курить, пить. Педагогический коллектив не смог этому противостоять. Подобная ситуация произошла в детском доме № 10 города Перми. Для решения проблемы необходимо создание профильного отделения в одном из специализированных учреждений для детей-сирот, освободившихся из воспитательных колоний. Наилучшее обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть реализовано через критерии оценки действий должностных лиц. Такими индикаторами могут выступить: приоритет родной (биологической) семье; профилактика отказов, обоснованность крайней меры – лишения родительских прав; обеспечение постоянной связи друг с другом разлученных детей; работа по подготовке подростков к ответственному родительству; создание условий для воспитания детей-сирот с инвалидностью другими заболеваниями в семье; включение в работу по профилактике сиротства некоммерческих организаций и семей; межведомственная координация и четкое разделение функций организаций, призванных защищать интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (Конвенция ООН о правах ребенка, статья 20). Материалы по теме ИСТОЧНИК// Журнал Уполномоченного по правам человека в Пермском крае «Человеческое измерение», № 1