Вопросы соблюдения законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях всегда актуальны, поэтому постоянно находятся на контроле прокуратуры Пермского края и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Организация надзора в данной сфере в первую очередь обеспечивает соблюдение прав граждан, пострадавших от преступных посягательств. Горрайпрокурорами систематически проводятся проверки соблюдения законов во всех правоохранительных органах, ежемесячно анализируется состояние учетно-регистрационной дисциплины. В случае выявления фактов нарушения законодательства принимаются исчерпывающие меры прокурорского реагирования для восстановления нарушенных прав, привлечения виновных к различным видам ответственности, вплоть до направления материалов проверок в отношении лиц, укрывших преступления, в Следственный комитет РФ для решения вопроса об уголовном преследовании. По итогам работы за 2011 год в Пермском крае прокуратурой выявлено 46 242 нарушения законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. По результатам принятия мер прокурорского реагирования к различным видам дисциплинарной ответственности привлечено 864 сотрудника правоохранительных органов. За три месяца 2012 года выявлено 12 969 нарушений, привлечено к ответственности 232 сотрудника. В целях исключения возможности укрытия преступлений от учета и регистрации во всех районах г. Перми и наиболее крупных городах и районах Пермского края по инициативе краевой прокуратуры в декабре 2011 года и марте 2012 проведен эксперимент, при осуществлении которого сотрудники прокуратур ежедневно дежурили в помещениях дежурных частей отделов полиции, осуществляя функции прямого надзора. В ходе эксперимента не было выявлено ни одного случая непринятия заявления, однако в ходе проверок установлены иные факты нарушений законов и ведомственных нормативных актов. Проверка показала, что граждане, в отношении которых совершено преступление, зачастую не знают, куда им обратиться за помощью, поскольку структура правоохранительных органов в Российской Федерации достаточно разветвлена. Непосредственно функции осуществления уголовного преследования, а именно проведения доследственных проверок, возбуждения и расследования уголовных дел, Уголовно-процессуальным кодексом РФ возложены на органы предварительного следствия и дознания. Полный перечень преступлений с разграничением компетенции следственных органов приведен в ст. 151 УПК РФ. При этом необходимо знать, что при совершении в отношении граждан преступления либо при пресечении каких-либо противоправных действий необходимо позвонить по телефону «02» или в дежурную часть территориального отдела полиции. В случае обращения гражданина с заявлением непосредственно в дежурную часть сотрудники полиции обязаны принять его, выдав талон-уведомление, в котором указаны дата и номер регистрации заявления в книге учета сообщений о преступлениях и происшествиях, а также должностное лицо, принявшее заявление. Поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также независимо от полноты содержащихся в сообщениях сведений и формы предоставления сведений, круглосуточно принимаются в любом территориальном отделе полиции. Необходимо отметить, что заявление о совершенном или сообщение о готовящемся преступлении можно сделать в устном или письменном виде в любом правоохранительном органе. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа по результатам проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении должны в срок не позднее 3 суток принять по нему решение. Руководителем следственного органа, начальником органа дознания срок проверки по ходатайству следователя, дознавателя может быть продлен до 10 суток. И лишь в исключительных случаях при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор – по ходатайству дознавателя вправе продлить это срок до 30 суток. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимают одно из следующих решений: - о возбуждении уголовного дела; - об отказе в возбуждении уголовного дела; - о передаче сообщения по подследственности в соответствии с требованиями ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ. О принятом решении в обязательном порядке сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняют его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. В случае несогласия с принятым органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа процессуальным решением заявитель либо иное заинтересованное вправе его обжаловать прокурору в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ, либо в суд в порядке ст. 125 УПК РФ. При непринятии заявления по любому основанию необходимо обратиться с жалобой на действия должностного лица в прокуратуру. В настоящее время бригадой Управления Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе оказывается практическая помощь прокуратуре Пермского края в организации надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. По результатам проведения совместных проверок в городских и районных прокуратурах будет разработан план по улучшению сложившейся ситуации. Игорь Юсупов, Прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Источник: Прокуратура Пермского края Материалы по теме