Ювенальная юстиция реализована во многих странах, в том числе и в России. Как правило, везде она основывается на международных актах в области прав человека. В том числе на Минимальных стандартных правилах ООН, принятых в 1985 году, которые касаются отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах) и Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года. В Российской Федерации рассмотрение дел, касающихся правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, определяет глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». «Особенности» в данном контексте подразумевают особый подход к проблемам привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначения им мер уголовного наказания. По сложившейся практике выделяют три основных мировых модели ювенальной юстиции: англо-американскую, континентальную и скандинавскую. Практически во всех странах несовершеннолетних правонарушителей рассматривают не как объект для репрессии (или избыточной репрессии), а как субъекта социальной реабилитации. Но бывают исключения. Англо-американская система Например, в Англии и Уэльсе за последние 12 лет (в 1997 году в Великобритании пришли к власти лейбористы, и, как следствие, начались реформы, в том числе и в сфере ювенальной юстиции) наблюдается значительная либерализация системы наказаний для несовершеннолетних правонарушителей. Однако этому предшествовали противоположные меры. В начале 90-х годов на всю Великобританию прогремело дело об убийстве двухлетнего ребенка. Убийцами были двое десятилетних мальчиков, которых судили в Верховном суде по всем официальным канонам, в результате чего мальчики были приговорены к пожизненному заключению. После этого прецедента карательный подход по отношению к несовершеннолетним правонарушителям стал активно пропагандироваться на правительственном уровне. В 1993-1994 гг. были приняты нормативно-правовые акты, ужесточающие меры наказания для несовершеннолетних и увеличивающие вдвое срок максимального наказания в исправительных учреждениях. Результаты подобного законодательства оказались столь негативными, что послужили одной из причин последующих реформ, проводимых лейбористами. По новой системе всех несовершеннолетних правонарушителей классифицировали по группам в зависимости от тяжести правонарушения, повторяемости и прогноза на будущую социализацию подростка. Основной упор в системе ювенальной юстиции был сделан на профилактику преступлений. Исполнение законодательства было возложено на межведомственные комиссии по работе с несовершеннолетними правонарушителями (YOT). В настоящее время в Англии и Уэльсе насчитывается 156 комиссий, что свидетельствует о разнообразии нужд и поведенческих моделей несовершеннолетних. Комиссии работают вместе с социальными работниками и преподавателями муниципальных служб, инспекторами по пробациям, полицейскими, а также психиатрами и детскими наркологами. Таким образом, комиссии предоставляют ряд общественных услуг подросткам, находящимся в группе риска, включены в профилактическую работу и, наконец, готовят для суда доклад, включающий анализ поведения и жизни подростка, прогноз совершения им повторного преступления и рекомендуют наиболее эффективные условия надзора. Надзор за поведением несовершеннолетних правонарушителей тоже входит в функции комиссии. Судьям Великобритании предоставляется большой выбор санкций, примяенимых к молодежи: начиная от комендантского часа, предупреждений и воспитательных бесед и заканчивая назначением общественно полезных (неоплачиваемых) работ (с 16-17 лет) и заключения в исправительной колонии. Следует признать, что последние, наиболее строгие меры, обладают и наименьшим реабилитационным эффектом, процент рецидивов после них значительно выше. В 2009 году был принят новый закон, дающий правонарушителям возможность возместить вред жертвам преступления. Кроме того, судьи теперь должны обосновывать неиспользование мер, альтернативных лишению свободы, если такая возможность существовала. Уже через пять лет после начала реформ было отмечено, что нововведения представляют собой качественно новую модель предоставления государственных услуг, работа с правонарушителями теперь ведется значительно эффективнее, уровень рецидивов значительно снизился. Одним из фактов, подтверждающих это, было закрытие трех исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. Японское правосудие в отношении несовершеннолетних Другая картина наблюдается в Японии. В Японии правосудие в отношении несовершеннолетних не относится к уголовному процессу. Рассмотрение таких дел в уголовном суде возможно только при достижении подростком возраста 16 лет или при особо серьезном характере преступления, наказание за которое предусматривает смертную казнь или пожизненное тюремное заключение. Таким образом, для несовершеннолетних правонарушителей не применяются такие санкции, как заключение, возможны только воспитательные и реабилитационные меры. Кроме того, на несовершеннолетних не распространяется гласность судов – процессы являются закрытыми и конфиденциальными, с 2000 года потерпевшие получили право присутствовать на процессе. Дела подростков рассматриваются в семейном суде, перед рассмотрением дела работники службы пробации подготавливают подробный доклад, схожий с тем, который готовят сотрудники межведомственных комиссий в Англии. В более чем половине случаев слушание дела даже не открывается, так как предварительный арест уже рассматривается как достаточная воспитательная мера. В других случаях подростков направляют в центры поддержки или в исправительные учебные заведения. Направление в исправительное учебное заведение приравнивается в глазах общественности к заключению в тюрьму взрослого преступника. Но судья также может вынести решение о непринятии никаких мер. Как показывают исследования, проведенные токийским университетом, количество правонарушений, совершаемых японскими подростками, постоянно растет, характер преступлений становится более серьезным. В настоящее время в законодательстве Японии появилась тенденция к большей открытости судебных процессов над несовершеннолетними и применения к ним санкций карательного характера. Европейский опыт В странах Европы система ювенальной юстиции в общих чертах схожа с английской. Интересной особенностью является возможность медиации, примирения жертвы с правонарушителем. В некоторых странах процедура медиации, предполагаемая на законодательном уровне, не применяется на практике, и соответствующая организационная структура тоже отсутствует, так произошло в Польше, Румынии и Чешской Республике. В случае примирения возможен вывод дела о правонарушении из системы уголовного правосудия и полное прекращение уголовного преследования без применения санкций. В Англии, Ирландии и Нидерландах соответствующее решение принимается полицией, а в Германии – государственным обвинителем. Кроме того, государственный обвинитель или судья могут приостановить рассмотрение дела, во время этого перерыва подросток может выполнить работы по восполнению причиненного ущерба, после чего дело будет прекращено. В Шотландии, Болгарии, Эстонии несовершеннолетний правонарушитель может быть направлен в социальные службы, где решается вопрос о применении воспитательных мер. При рассмотрении дела в суде могут применяться различные санкции, как и в Англии, причем приоритет отдается мерам, имеющим наибольшую воспитательную ценность. Неоднозначен вопрос о применении к несовершеннолетним такой санкции, как штрафы, т.к. подростки обычно еще не зарабатывают деньги. В некоторых странах, например, в Бельгии, Болгарии, Хорватии, Италии, Польше, Шотландии, Сербии и Испании, назначение штрафов не практикуется. В Финляндии размер штрафа сопоставим с деньгами на карманные расходы, которые могут быть у подростка. В Чешской Республике возможна отсрочка выплаты штрафа. Подводя итоги, можно заключить, что европейская система ювенальной юстиции в целом зарекомендовала себя как эффективная, внимательно относящаяся к правам ребенка и ценности его личности и достаточно гибкая в отношении санкций, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям. В то же время в правовом пространстве Европы она достаточно многообразна, что позволяет проследить и выбрать наиболее эффективные модели. В статье использованы материалы международной конференции «Интеграция несовершеннолетних правонарушителей в общество: роль судов и социальных служб (европейская практика и российский опыт)», прошедшей в Санкт-Петербурге 18-19 октября 2010 года. Мария Данилова Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал