Учреждение института мировых судей в системе судов общей юрисдикции с конца 1990-х годов стало одним из ключевых моментов проходящей в нашей стране судебной реформы. На протяжении всего периода Советской власти института мировых судей просто не существовало — он был ликвидирован. Между тем мировая юстиция — это общепринятая практика в цивилизованных странах. Идея создания мировой юстиции в современной России обосновывалась ее сторонниками по крайней мере тремя обстоятельствами: возможностью решения задачи приближения суда к населению и обеспечения доступа граждан к правосудию; сокращением в определенной степени весьма значительной нагрузки, приходящейся на федеральных судей, созданием предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства, его дальнейшей демократизации. В декабре 1998 года был принят Закон РФ «О мировых судьях в Российской Федерации», и мировая юстиция, впервые учрежденная в России в 1864 году и упраздненная в 1917 году наряду с судом присяжных, вновь возродилась. К августу 2000 года в стране были окончательно приняты все нормативно-правовые акты, необходимые для создания мировой юстиции в регионах. В половине из них формирование этого института началось лишь с 2001 года. [caption id="attachment_7820" align="alignleft" width="370" caption="Законодательное Собрание Пермского края "][/caption] Законодательное Собрание Пермской области приступило к разработке проекта закона о мировых судьях в конце 2000 года. В марте 2001 года Законодательным Собранием Пермской области второго созыва Закон о мировых судьях был принят. Это произошло раньше, чем во многих других регионах, — Пермская область в этом стала одной из первых среди субъектов Российской Федерации. Нужно сказать, что в 2001 году закон работал еще достаточно слабо. Само Управление по обеспечению деятельности мировых судей было создано только в июле, спустя три месяца после принятия закона. Не всем участкам мировых судей были выделены помещения, а во многих местах, где эти помещения выделялись, они не выдерживали никакой критики. В декабре 2001 года состоялись выборы в Законодательное Собрание Пермской области третьего созыва. Начиная с 2002 года комитет по социальной политике, которым руководил Б.И. Светлаков, и Управление по обеспечению деятельности мировых судей начали совместную работу по анализу эффективности действия Закона о мировых судьях. К слову, это был не единственный закон, который подвергся подобной проверке во время работы Законодательного Собрания третьего созыва. Члены комитета по социальной политике начали ездить по городам и весям Пермской области, по районам областного центра, чтобы на практике увидеть, в каких условиях работают мировые судьи. Где-то ситуация была нормальной, где-то не очень. Все проблемы доводились до сведения администрации Пермской области. В 2003 году данный вопрос был вынесен на заседание консультативного комитета в г. Лысьве. В процессе работы системы мировой юстиции выяснилось, что в области количество мировых судей недостаточно, в связи с чем Законодательное Собрание обратилось с законодательной инициативой в Государственную Думу о введении дополнительных должностей. Обнаружилось также, что иногда во время судебного процесса возникает необходимость ареста обвиняемого, а арестовать его мировой судья возможности не имеет, потому что на участке нет ни сотрудников милиции, ни судебных приставов. Администрация губернатора и судейское сообщество совместными усилиями добились того, чтобы на судебных участках дежурили приставы. В течение пяти лет — с 2001 по 2006 год — членами комитета по социальной политике совместно с администрацией губернатора и управлением велась очень активная работа по обеспечению деятельности мировых судей. Нужно сказать, что поначалу многие с определенной долей скептицизма отнеслись к идее создания мировой юстиции. Однако вскоре необходимость этого института стала очевидной — к мировым судьям обращалось огромное количество людей, и с каждым годом их число увеличивалось. Частично это связано с тем, что в нашем регионе много лет действовала Программа правового и политического воспитания. Десятилетняя практика показала, что обществу нужен институт мировой юстиции. В будущем он будет качественно развиваться, а количественное развитие будет зависеть от того, насколько гражданами будут соблюдаться или не соблюдаться нормы жизни в условиях становления гражданского общества. А ведь начиналось все фактически с нуля — поле деятельности для всех было совершенно незнакомым. Федеральный закон 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации» гласил, что система мировой юстиции создается для того, чтобы разгрузить федеральные суды. В законе был прописан участковый принцип деятельности мировых судей. Он предполагал обязательное создание участка мировых судей в каждом районе, причем там, где население превышало 15 000 человек, создавались 2 или даже 3 участка. Федеральный закон, таким образом, поставил перед системой мировой юстиции две основные задачи. Уже к 2002 году одна задача была выполнена: судебные участки размещены, судьи назначены — 126 мировых судей приступили к своей работе. Кадровый вопрос при этом решался следующим образом: в средствах массовой информации объявлялся открытый конкурс на вакантную должность. Претендент, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы не менее пяти лет и сдавший специальный экзамен, представал перед квалификационной коллегией судей области, которая рекомендовала его через представление председателя областного суда и губернатора Законодательному Собранию для назначения. И сегодня подбор на должности мировых судей осуществляется гласно и открыто. Что же касается другой задачи — разгрузки федеральных судов — на сегодняшний день она фактически перевыполнена. По итогам 2010 года 146 мировых судей взяли на себя более 80% всей нагрузки на судебную систему Пермского края. Количество дел, рассмотренных мировыми судьями, с 10 660 в 2001 году возросло до 579 373 в 2010 году. За прошедшие годы количество судебных участков не раз менялось. Начиналась работа мировой юстиции Пермской области со 126 участков. После образования нового субъекта Российской Федерации — Пермского края — добавились 9 участков Коми-Пермяцкого автономного округа. Изменялся норматив работы на одного судью, в результате чего были созданы 11 новых судебных участков. Образование новых судебных участков регулируется федеральным законом. Законодательное Собрание Пермского края направляет ходатайство в Государственную Думу РФ, которая, в свою очередь, принимает решение об увеличении числа участков Пермского края. На сегодняшний день в крае работают 146 участков, которые в год рассматривают почти полмиллиона уголовных, гражданских и административных дел. Отличительная особенность Пермского края — самая высокая нагрузка среди субъектов Приволжского федерального округа на судью по уголовным, гражданским и административным делам. Так, в 2010 году на одного судью приходилось 378 дел в месяц. Это очень высокий показатель, который говорит о том, что о мировой юстиции население Пермского края знает и доверяет ей. Мировая юстиция Пермского края сегодня — это живая, динамично развивающаяся структура. Важнейшим итогом ее десятилетней работы в Пермском крае стало выполнение требований Федерального закона о мировых судьях Российской Федерации — разгрузка федеральных судов и соблюдение участкового принципа. Помимо этого, мировая юстиция стала своего рода социальным регулятором в крае. Что это означает на практике? Указ Александра II Правительствующему Сенату от 1864 года, с которого когда-то начала свое существование мировая юстиция в России, гласил, что мировой суд — это суд «скорый, правый, милостивый». Судью тогда выбирали «на кругу», из достойнейших людей города. Если судья видел, что человек, представший перед ним, не пропащий, назначал не самое суровое наказание, но предупреждал виновного, что в следующий раз тот получит «по всей строгости». Это был мощный воспитательный фактор. Такого рода воспитательная функция и сегодня активно присутствует в деятельности мировых судей Пермского края. Задача мирового судьи — показать, что если человек получил наказание, значит, оно заслуженное. Воспитательную функцию мирового суда в 2001 году было трудно предположить, а сегодня она есть, и является очень значимой. Мировая юстиция Пермского края обеспечивает доступ населения к правосудию, и крайне важно, чтобы этот доступ был комфортным. Суд представляет собой одну из ветвей власти, поэтому все там должно быть на соответствующем уровне. За прошедший год Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Пермского края ввело дополнительно 1300 кв. м площадей к уже имеющимся 15 200 кв. м. Продолжается работа по организационному и материально-техническому обеспечению участков. В целом по краю все судебные участки сегодня достаточно хорошо оснащены. Они обеспечены помещениями, компьютерной техникой, необходимой атрибутикой, системой видеонаблюдения и пр. Все они оборудованы пожарной сигнализацией и «тревожной кнопкой». Обеспечение безопасности — крайне важный момент, ведь возникновение нештатных ситуаций на судебных участках — это реалии. Таким образом, сегодня в системе мировой юстиции Пермского края созданы все условия для эффективной и качественной работы. Приоритетным направлением деятельности агентства является гласность в работе суда. Сегодня каждый судебный участок имеет собственный интернет-сайт, где указаны все контакты, фамилии мировых судей, а главное — есть все необходимые образцы и формы. Написанное по форме заявление можно отправить заказным письмом и на сайте следить за тем, когда оно поступило и назначено к рассмотрению. Работает и сайт Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Пермского края. Важный момент — интерактивный режим работы сайта (вопрос — ответ). Граждане обращаются на сайт с интересующими их вопросами и получают на них быстрые ответы. Агентство плотно и плодотворно сотрудничает со СМИ — и электронными, и печатными. За прошедшее десятилетие изменилось очень многое. Кардинальные перемены к лучшему произошли в том, что касается материально-технической стороны работы. Изменилось понимание роли мировой юстиции как среди населения, так и среди сотрудников. Меняются статьи и подходы, официальные требования, изменяются условия работы. И в этих изменяющихся условиях мировая юстиция живет и продолжает динамично развиваться. Конечно, проблемы существовали и будут существовать — это нормально. Ставятся новые цели, возникают новые требования, задачи, но они решаются. Одна из серьезных проблем — текучесть кадров: вложенные в него ресурсы специалист, как правило, стремится реализовать в федеральных судах, а желание уйти на ступеньку выше в своей профессии — нормальное явление. За прошедшие десять лет 135 мировых судей продолжили свою карьеру в федеральных судах. Вместе с тем 25 человек работают мировыми судьями уже более 10 лет — с начала становления института мировой юстиции в Пермском крае. Сегодня можно говорить о том, что мировая юстиция края уже переросла требования 2001-2002 годов. Ее деятельность направлена на доступность правосудия, эффективность, гласность и открытость системы. Среди приоритетных направлений развития — продолжение работы по комфортному доступу граждан к правосудию. Так, за текущий год планируется ввести не менее 1000 кв. м новых площадей. Кроме того, растет и профессиональный уровень мировых судей. Изменяются требования — развивается система повышения квалификации, проводятся различные обучающие семинары, внедряются новые программы. Сегодняшние достижения мировой юстиции Пермского края — это результат каждодневной кропотливой работы мировых судей, аппарата и всей системы мировой юстиции в целом. Материалы по теме ИСТОЧНИК// Материал предоставлен Первому Пермскому Правовому Порталу Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Пермского края