Инновационное развитие России и всех ее территорий – важная составляющая общей стратегической линии государства.
Так, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Галина Изотова отмечает: «Мы должны задаться вопросом: как инструменты, существующие сегодня, должны работать и какие требуется еще создать для того, чтобы наши регионы стали оплотом развития страны на долгосрочный период?» Поэтому не случайно тема всероссийской с международным участием научно-практической конференции, которая проходила в Перми, звучала как «Проблемы инновационного развития территории: междисциплинарный подход».
В центре внимания участников конференции – вопросы инновационного развития территорий РФ, пути повышения конкурентоспособности регионов, выявление лучших практических примеров региональной конкурентоспособности и другие вопросы.
Важно, что участие в работе форума принимают не только представители разных регионов страны, но и представители различных отраслей науки, практики, чиновники (руководители и специалисты органов власти и местного самоуправления).
Организаторами и учредителями конференции стали:
- Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края;
- администрация г. Перми;
- Ассоциация юридических вузов;
- ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»;
- ФГБУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»;
- Пермский филиал ФГБУН Института экономики Уральского отделения Российской академии наук;
- НОУ ВПО «Западно-Уральский институт экономики и права».
На пленарном заседании, где выступали видные российские и зарубежные ученые, практики, в том числе представители территориальных администраций, неоднократно отмечалось, что от качества реализации инновационных проектов зависит не только уровень развития территории, но и инвестиционная привлекательность регионов России.
Однако были приведены цифры, свидетельствующие о том, что модернизация общества, которая напрямую зависит от внедрения инновационных проектов, должна идти постепенно. Если инновации составляют более 15%, социум не способен их «усвоить».
Факторами, тормозящими инновационное развитие, были названы низкий уровень правовой культуры в обществе, отсутствие единой стратегии на 20-25 лет, отсутствие продуманных ведомственных и межведомственных программ, недостаток научно-методического обеспечения, отсутствие комплексного инновационного подхода, недоработанность нормативно-правовых документов, недостаточная включенность гражданских институтов и бизнеса в инновационные процессы и т.д.
Тем не менее, прозвучала мысль о том, что Пермский край в отличие от других регионов России активно включает во все процессы население. Появились и отрабатываются качественные инновационные практики, формируется привлекательная среда для инвесторов. Так, был приведен пример проекта центра «ГРАНИ» и Пермской ТПП «
Административная гильотина», который был отработан, а затем транслирован на муниципальные образования. Особое внимание докладчики уделили проблеме законо- и нормотворчества. Дело в том, что особенностью инновационной политики в РФ является то, что инициативы, как правило, спускаются «сверху», в результате, как показывает опыт Пермского края, Законодательному Собранию неоднократно приходилось изменять законы, иногда корректировка происходила через Конституционный Суд.
Таким образом, целью является создание такой среды в обществе, где бы гармонично взаимодействовали власть, гражданские институты и бизнес, которому государство сейчас делегирует многие функции. Значительная часть нашей жизни будет находиться в частных руках, в связи с чем Российская Федерация и ООН поднимают вопрос об ответственности государства за действия третьих лиц. На данный момент в этом направлении уже предприняты действия: разработаны и применяются на практике гарантии защиты обманутых дольщиков (вкладчиков), Роспотребнадзору вменена функция контроля тарифов, надзор за сферой ЖКХ и УК теперь осуществляет жилищная инспекция.
После пленарного заседания начали работу несколько секций, в том числе секция «
Политико-правовые аспекты инновационного развития территории» (руководители:
Каминский Борис Борисович, канд. юрид. наук, декан юридического факультета Западно-Уральского института экономики и права, г. Пермь,
Нечаев Михаил Геннадьевич,
канд. ист. наук, доцент
кафедры государственного управления и истории Пермского национального исследовательского политехнического университета).
И на пленарном заседании, и во время работы секций докладчики говорили об инновационных практиках, которые на данный момент реализуются как в Пермском крае, так и в других регионах России. Они могут стать основой формирования благотворной среды для активного инвестирования средств в развитие инфраструктуры территорий.
Круглый стол
На круглом столе по результатам конференции продолжалось активное обсуждение тем, обозначенных на конференции. Особо рассматривалась роль права в развитии и реализации инновационных процессов.
Участники круглого стола:
1.
Никитина Инна Филипповна, канд. юрид. наук, проректор по учебно-методической и воспитательной работе Западно-Уральского института экономики и права;
2.
Каминский Борис Борисович, канд. юрид. наук, декан юридического факультета Западно-Уральского института экономики и права;
3.
Советов Игорь Константинович, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Западно-Уральского института экономики и права;
4.
Формакидов Дмитрий Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Западно-Уральского института экономики и права;
5.
Корж Павел Анатольевич, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Западно-Уральского института экономики и права.
Как отметили участники круглого стола, ценность права инструментальна. Сначала возникают отношения в обществе, затем разрабатываются и реализуются правовые механизмы. Практически во всех выступлениях прозвучала мысль о том, что у нас в стране необходимо правовое сопровождение инновационных процессов.
Это с одной стороны. С другой – важно придать праву инновационный характер. Так, в крае принимается
закон об инновационноем развитии территорий. Однако он носит общедекларативный характер и, к сожалению, не имеет прикладной значимости. Можно сказать, что правовой обеспеченности инновационной деятельности у нас фактически нет: есть нормы закона, но нет подзаконных нормативных актов. Серьезной проблемой является и то, что сегодня народ не понимает значения термина «инновация». Соответственно, задачей права, поскольку государство ставит перед обществом цель инновационного развития РФ, является создание законодательных актов, подзаконных актов как на уровне РФ, так и на уровне регионов, которые регулировали бы инновационную деятельность в России.
Идея конференции состояла в том, чтобы выработать общетеоретический подход, который может стать опорной точкой, указать, куда двигаться ученым и законодателям, в том числе куда двигаться праву. Необходимо было услышать, каких правовых инструментов недостает. Причем мало создания новых правовых новелл, необходима соответствующая практика применения (элемент реализации), нужно понять, как новеллы будут работать – механизм реализации закона, который приносит новое качество в жизнь общества. Законы должны работать эффективно и быстро.
Подобные конференции, отметили участники круглого стола, должны проводиться именно как научно-практические, необходимо, чтобы на них присутствовали правоприменители. Как отметил декан юридического факультета Западно-Уральского института экономики и права, такой формат проведения мероприятия реален, поскольку «у нас много специалистов сочетают научную и практическую деятельность, а в рамках обозначенной темы присутствие практических работников дает возможность не только обозначать проблемы, но и возможность разработки правовых механизмов с учетом этих проблем». Юристам интересны инновации в праве, которые дали бы некий качественный скачок, но, к сожалению, наблюдается дефицит идей и теорий в этом направлении.
Было отмечено, что инновация по своей сути является третьим элементом развития общества. Общество идет вперед, а право за ним, к сожалению, не успевает. Существует эволюционный и революционный путь развития (права в том числе). Эволюция в праве – путь медленный, революционный путь никому не нужен. Именно поэтому изменения в ГК вводятся поэтапно на протяжении семи лет. Вот и возникает потребность в третьем элементе – использовании инновационного пути (пути развития и введения нового). Именно поэтому необходимо теоретическое обоснование развития доктрины, а также связь этой доктрины с законодательством страны. Доктрина сама по себе не является источником права, развитие правоприменения идет на основе законов и разработанной доктрины, которая идет в дальнейшую научную разработку.
Важным этапом в развитии и регулировании инновационных процессов в праве могут стать научно-практические конференции.
Ирина Витвицкая
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме