В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об актах гражданского состояния» (далее – ФЗ N 143) контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – главными управлениями Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее – Минюст РФ; управление).
В соответствии с Приказом Минюста России от 21.05.2009 N 146 (ред. от 30.08.2012) «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» управление осуществляет:
- контроль за реализацией федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
- надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Если государственную регистрацию актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации осуществляют государственные органы, контрольные функции осуществляются как в отношении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены вопросы организации государственной регистрации актов гражданского состояния, так и в отношении всех органов, непосредственно осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В тех случаях, когда полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния переданы органам местного самоуправления, территориальные органы Минюста РФ осуществляют контрольные функции только в отношении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены вопросы организации государственной регистрации актов гражданского состояния, так как контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий
п. 2 ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об актах гражданского состояния» (далее – ФЗ N 143) возложен на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Пермском крае государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют несколько десятков отделов ЗАГС, являющихся территориальными отраслевыми исполнительными органами власти Пермского края. Комитет записи актов гражданского состояния Пермского края является исполнительным органом государственной власти, организующим деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Пермского края. В Пермском крае наблюдается ежегодный рост количества зарегистрированных актов гражданского состояния – с 2006 года постоянно растут показатели регистрации рождения, расторжения брака, установления отцовства, перемены имени.
Исполнение государственной функции проведения проверок органов ЗАГС определяется Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации (утв. Приказом Минюста РФ от 29.11.2011 N 412). Данный Регламент предусматривает последовательность административных действий: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверочным мероприятиям; осуществление проверки; подготовка акта по результатам проведенной проверки; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности субъекта проверки.
Принятие мер по устранению выявленных нарушений, их предупреждению включает в себя следующие административные процедуры:
- вынесение предписания, предметом которого является требование об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, а также об их недопущении в последующем;
- направление руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, и(или) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) акта проверки;
- направление Минюсту РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 4 ФЗ N 143, акта проверки, содержащего выводы о ненадлежащем осуществлении полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Плановые проверки органов ЗАГС проводятся не чаще одного раза в 2 года. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях:
- контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений;
- поступления жалоб или обращений граждан и организаций;
- публикации в СМИ информации, свидетельствующей о наличии нарушений;
- поручения Минюста Российской Федерации.
В среднем управлением проводится от 20 до 30 плановых проверок органов ЗАГС в год.
Предметом проверок являлись:
1. Соблюдение законодательства Российской Федерации при:
- внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния;
- восстановлении и аннулировании записей актов гражданского состояния;
- выдаче повторных свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния;
- государственной регистрации актов гражданского состояния (рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемены имени, смерти);
- организации учета, хранения и расходования бланков свидетельств;
- принятии решений об отказе в совершении государственной регистрации актов гражданского состояния, внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния.
2. Контроль за реализацией федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния:
- организация и состояние работы по защите информации и созданию условий для безопасности деятельности органа ЗАГС;
- организация и состояние работы по информатизации;
- порядок рассмотрения обращений граждан;
- соблюдение сроков представления и качество подготовки статистической отчетности, установленной Минюстом России;
- состояние информационно-разъяснительной работы, в том числе в средствах массовой информации;
- состояние материально-технического и информационного обеспечения органа ЗАГС.
Анализ результатов проверок деятельности органов ЗАГС управлениями Минюста показывает, что в основном государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Вместе с тем необходимо отметить, что имеют место отдельные нарушения ФЗ N 143,
Семейного кодекса 1995 г. (ред. от 30.11.2011) и Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния (утв.
Постановление Правительства РФ от 17.04.1999 N 432 (ред. от 02.02.2006).
Комитет ЗАГС Пермского края принимает необходимые меры по предупреждению и устранению выявленных нарушений. Проводятся семинары для руководителей отделов ЗАГС, а для специалистов отделов ЗАГС в городах и районах организованы курсы повышения квалификации.
В рамках реализации контрольных функций управлением осуществлялась проверка организации рассмотрения обращений граждан в органах ЗАГС. Рассмотрение обращений граждан в основном происходит в день обращения. На письменные заявления ответы даются без нарушения сроков. Нарушений в организации работы с обращениями граждан не выявлено.
Информационно-разъяснительная работа органов записи актов гражданского состояния Пермского края осуществляется в виде постоянных консультаций во время приема граждан, выступлений в средствах массовых информаций, при чтении лекций в образовательных и медицинских учреждениях, размещении информации в помещениях отделов ЗАГС.
Информационные стенды, содержащие необходимую информацию о порядке государственной регистрации актов гражданского состояния, формах документов, часах приема граждан, имеются во всех отделах ЗАГС. Непосредственное консультирование граждан осуществляется всеми отделами ЗАГС на постоянной основе.
Ежеквартально в средствах массовой информации публикуется информация о состоянии демографической ситуации, о мероприятиях, проводимых органами ЗАГС, разъясняются вопросы федерального законодательства в сфере регистрации актов гражданского состояния.
Отделы ЗАГС в установленные сроки представляют в Комитет ЗАГС Свердловской области информацию по формам статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденным
Приказом Минюста РФ от 28.08.2008 N 189 (ред. от 06.04.2011).
Отделы ЗАГС Пермского края полностью оснащены компьютерной и копировально-множительной техникой. Для ведения бюджетного учета в каждом отделе ЗАГС установлена автоматизированная система «1С: Предприятие» (бюджетный учет «Зарплата» и «Бухгалтерия»). Для работы в отделах ЗАГС используется программа «КонсультантПлюс».
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О персональных данных» отделами ЗАГС Пермского края приняты меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.
Управлением ЗАГС Свердловской области и отделами ЗАГС Свердловской области заключены договоры с научно-техническим центром «Сфера» на выполнение работ и оказание услуг по аттестации информационных систем персональных данных по требованиям безопасности в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона.
В целях осуществления контроля за реализацией федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния управлением организовано взаимодействие с Комитетом ЗАГС Пермского края. В Комитет ЗАГС Пермского края направляется обобщенная информация о выявленных в ходе проверок нарушениях федерального законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, акты проверок органов ЗАГС Свердловской области.
В 2009 г. подписано Соглашение о взаимодействии между Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области и Управлением записи актов гражданского состояния Свердловской области в процессе администрирования доходов от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния. В установленные сроки управлением осуществлялся учет поступлений государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами ЗАГС Свердловской области. Осуществляется контроль по возврату госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния. В среднем за год поступает 40-50 заявлений граждан о возврате госпошлины, по которым в установленные сроки осуществлен возврат денежных средств.
Подводя итог, необходимо отметить, что контроль, осуществляемый Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, является по своей природе внешним контролем, что позволяет успешно реагировать на факты нарушений прав и свобод граждан и обеспечивать единообразное исполнение требований законодательства на территории всего Уральского федерального округа. Благодаря такому виду контроля, успешно реализуются не только программы по повышению уровня профессиональной подготовленности сотрудников органов ЗАГС, но и программы, направленные на повышение уровня материального оснащения самих органов ЗАГС, что в конечном итоге влияет на повышение качества осуществляемой функции по регистрации актов гражданского состояния.
Евгений Матвеев
Источник: Первый пермский правовой портал
Материалы по теме