Налоги по-прежнему остаются одной из самых обсуждаемых и волнующих тем. О том, какие изменения законодательства произойдут в столь актуальной для общества сфере, рассказал руководитель группы компаний «Налоги и право», член Общественной палаты Пермского края Геннадий Сандырев. С целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период был подготовлен проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов. В проекте содержится информация о том, как изменятся специальные налоговые режимы, насколько вырастут акцизы и какими будут страховые взносы. При этом не стоит забывать, что документ не имеет юридической силы. Отдельной строкой в документе сказано о налоге на недвижимость, налоге на роскошь и упрощении отчетности. Мы остановимся, однако, на теме, которая вызывает наибольший интерес у рядовых граждан. Это вопрос налога на недвижимое имущество. В Основных направлениях указано, что переход к налогу на недвижимое имущество для организаций должен завершиться до 2018 года, для физических лиц данный процесс начнется в следующем году и продлится до 1 января 2020 года. Изначально планировалось, что обновленный налог начнет действовать уже в этом году. Однако прежде всего необходимо прописать все нюансы в соответствующем федеральном законе, вносящем изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ. На сегодняшний день известен только тот факт, что налог будет иметь место. А вот когда и в каком размере — неизвестно. Предполагается, что налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Основой для исчисления налога на недвижимое имущество станет кадастровая стоимость объектов — зданий, помещений, земельных участков. Однако, как показала практика 2013 и 2014 годов, с определением кадастровой стоимости есть свои сложности. Например, иногда кадастровая стоимость недвижимого имущества в разы превышает инвентаризационную. Вместе с увеличением налоговой базы растет и налоговая нагрузка. Но в проекте закона «О налоге на недвижимое имущество» предусмотрены льготы. Определяется льготная площадь объекта, которая вообще не будет облагаться налогом. Это своеобразный социальный минимум. Получается, что новшество не ударит по малообеспеченным слоям населения. Тот же самый механизм предусматривается и в отношении земельных участков. Но есть парадоксальные случаи, когда кадастровая стоимость превышает реальную рыночную. Так, статья 66 ЗК РФ говорит о том, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. И при этом кодекс предусматривает, что кадастровая оценка земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости, но не должна ее превышать. В этом случае есть инструмент, позволяющий отстоять свои интересы, — это судебные решения. Только специалисты нашей компании «Налоги и право» выиграли 64 дела, в которых кадастровая стоимость по решению суда была снижена практически до начальной. Для реализации введения нового налога на недвижимое имущество должна быть продолжена работа по формированию налогооблагаемой базы, то есть по определению кадастровой стоимости объектов. В связи с этим нужно разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения, в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и других. Затем в Единый государственный кадастр недвижимости внести сведения об объектах недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, и об их кадастровой стоимости в целях создания условий для формирования в налоговых органах фискального реестра по налогу на недвижимость. С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в статью 12 части 1 и главу 30 части 2 НК РФ. Согласно им налоговая база равна кадастровой стоимости для следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: