Опция «личный кабинет» – только для граждан. Запущен региональный портал www.gosuslugi.permkrai.ru Новый интернет-объект является относительно самостоятельной частью федерального проекта Госуслуги.ру. Таким образом реализуется очередной этап работы по созданию системы электронного документооборота в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации N 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Личный кабинет – В соответствии с федеральным законодательством мы обязаны на текущем этапе предоставлять гражданам информацию о том, какие услуги существуют, разъяснять, какое ведомство оказывает услугу, когда, где и при наличии каких документов услугу можно получить, – говорит руководитель аппарата Правительства Пермского края Макар Андреевич Герман. – И не только информацию. До конца года мы должны ввести в строй 17 региональных услуг, то есть обеспечить их получение полностью в электронном виде. В первую очередь это услуги Министерства социального развития: предоставление различных льгот, пособий, услуги ЗАГС и т.д. Кроме того, на портале будет размещено порядка тридцати сервисов для граждан. Это система электронных дневников и журналов, запись к врачу, в очередь в детский сад, получение путевок в детские лагеря и многое другое. – Как организован доступ посетителя к услугам? – Через личный кабинет пользователя. Для этого необходимо авторизоваться на сайте. Вы заполняете анкету по предложенной форме, и не позже чем через две недели по Почте России на свой адрес получаете пакет, где указаны ваш пароль и логин. – Отказ в регистрации возможен? – Только в том случае, если при заполнении анкеты вы предоставили неточную информацию. Там есть два основных параметра. Это ваш ИНН и номер пенсионного свидетельства. Если вы допустили при заполнении анкеты ошибку, система сразу, еще до отправки заявки, просигнализирует о несовпадении. Если система не выдала извещения об ошибке, будьте уверены, получите уведомление о регистрации. – На региональном портале потребуется повторная авторизация? – Пока, сразу после запуска, там не будет личного кабинета, через который можно реально получить услугу без авторизации в других системах. Это оговорка федерального центра. В ближайшее время мы подключимся к системе, и каждый, кто авторизовался на федеральном сайте, сможет получить доступ в личный кабинет через региональный сервис. Регистрация на нашем региональном сайте будет переводить пользователя на федеральный портал. Я не могу пока назвать сроки, когда эта система заработает. Услуги – Судя по процедуре авторизации, личный кабинет на портале может завести только физическое лицо, конкретный гражданин. Что предусмотрено для юридических лиц? – Пока нельзя будет осуществлять юридически значимые действия. Например, нельзя через портал зарегистрировать состав акционеров или подать налоговую декларацию. Для налоговой декларации предусмотрена иная процедура на специализированных сервисах. Можно будет подать заявку, например, на получение лицензии на деятельность по обращению металлов или на продажу алкоголя. Потребуется приложить пакет документов, и в конечном итоге вам лицензию все равно выдадут в бумажном варианте. Примерно 90% госуслуг, в которых заинтересованы юридические лица, находятся в компетенции федерального уровня. Но вот лицензия на такую деятельность, как частный детский сад, это региональная услуга. Правда, получить ее в чистом виде через Интернет нельзя. К вам на объект должен выйти инспектор. Я не могу сейчас предположить, как будет работать система в таком случае. В этом году такие услуги не будут реализованы, так что нет смысла высказывать предположения. – Как выглядит услуга ЗАГС для физического лица? Допустим, предстоит регистрация брака... – Вы заполняете электронную анкету, указываете где и когда состоится бракосочетание, направляете заявку в ЗАГС, и он формирует свидетельство. Вы имеете возможность следить за статусом своей заявки на портале. В итоге свидетельство о регистрации брака вы получаете в бумажном варианте. Полностью отказаться от такого документа мы сейчас не можем, хотя в нем нет необходимости. – Свидетельство о браке приходится довольно часто предъявлять, например, при продаже недвижимости или автомобиля или при оформлении визы. Что значит – нет необходимости? – С 1 июля согласно Федеральному закону N 210-ФЗ ни один орган государственной власти не сможет запрашивать у граждан те документы, которые есть в других органах государственной власти. – Наша система оказания государственных услуг была построена таким образом, что большую часть документов, которые гражданин получает в органах государственной власти, он получает только для того, чтобы отдать их в другие органы государственной власти, чтобы получить в итоге реальную услугу. Разве не так? – Наша задача – исключить из оборота вторичные, промежуточные документы. Например, недавно мы разработали пилотный проект предоставления государственной услуги регистрации рождения ребенка. Когда родился человек, учреждение здравоохранения формирует справку о том, что ребенок родился от такой-то матери, такого-то числа. Далее родители с этой справкой и со своими документами должны прийти в ЗАГС, чтобы оформить свидетельство о рождении. Свидетельство необходимо для того, чтобы представить его в поликлинику, встать на очередь в детсад, получить пенсионное удостоверение, прийти в УФМС сделать запись в паспорте. Хотя учреждение здравоохранения может не выписывать первичную справку, а передавать сведения в ЗАГС. Матери остаётся записать только имя этого ребенка, чтоб запустить дальнейшую процедуру: от предоставления места в детском саду до получения этим ребенком гражданского паспорта. Камни преткновения – Насколько технично организован обмен информацией между органами власти, обладающими разными пакетами информации? – Есть федеральный закон, который четко прописывает, кто, кому, какую информацию, в какие сроки и каким образом предоставляет. В этой части Федеральный закон N 210-ФЗ входит в противоречие с существующим законодательством. С одной стороны, нам нельзя требовать с граждан информацию, которая есть в других органах власти, с другой стороны, закон ограничивает перечень информации, которой органы власти могут обмениваться. Всё это придет в соответствие со временем. В прошлом был принят объемный пакет поправок, и в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении соответствующий пакет. – Объем подготовительной работы впечатляет. Какова цена вопроса, в том числе и цена создания и поддержания работы интернет-порталов? Какая ожидается экономия? – Портал – это виртуальное окно, через которое любой гражданин при желании может получить государственную услугу через Интернет. По статистике у нас только 30 процентов граждан пользуются Интернетом. Для всех остальных мы должны сохранить процедуру предоставления услуг традиционным способом. – Значит, сэкономить на офисах и приемных не получится? – Такая цель даже не ставится. Электронное правительство, портал, личные кабинеты пользователей – это малая визуализированная часть большой работы. Мы занимаемся построением системы межведомственного электронного взаимодействия. Сейчас для того, чтобы получить информацию, нужно чтобы кто-то написал запрос. Запрос отправили. Его обработали. Вернули с каким-то ответом. Всё это вошло в какое-то дело. Прежде проблема получения информации между ведомствами решалась с помощью граждан, они собирали и представляли справки. Когда органы государственной власти не смогут запрашивать информацию у граждан, останется один вариант – система запросов одной электронной базы в другую электронную базу данных. Этот обмен может происходить без участия человека. Когда в Вашингтоне внедрили такую систему, у них на 50% сократилось количество делопроизводителей, несмотря на то что документооборот вырос в 2,5 раза. – Сколько времени им понадобилось на отладку системы? – Они начали работу в 80-х. В нашем распоряжении другие технологии, таких просто не было в то время. Поэтому сравнение было бы некорректным. Я уверен, что у нас всё произойдет быстрее и мы получим желаемый эффект. Любовь Соколова Материалы по теме ИСТОЧНИК// Журнал "КонсультантПермь"