Сельскохозяйственные земли необходимы любой стране в хорошем состоянии и активном использовании. Ведь без продуктов питания собственного производства государство начнёт закупать еду у соседей и потеряет политическую независимость. После перестройки земли совхозов и колхозов были поделены между собственниками. Однако многие собственники до сих пор не оформили свои права на землю официально. Договора аренды заключаются пользователями на срок меньше года, таким образом данные сделки не подлежат государственному контролю и проследить, насколько правильно собственник или арендатор пользуется землёй, практически невозможно. Тем более, никого невозможно привлечь к ответственности за неэффективное использование земель, хотя некоторые участки вообще не используются по своему назначению. И поскольку земля не используется по назначению, продукция не производится, налоги не поступают ни в муниципальный бюджет, ни в государственный, ущерб просто огромен. Органы местной власти, конечно, могут подать заявление, чтобы невостребованные из долевой собственности участки перешли в муниципальную собственность и на них можно было эффективно производить сельскохозяйственную продукцию. Однако при этом необходимо установить есть ли наследники у владельца этой земельной доли, если собственник уже умер. Иначе заявление не может быть удовлетворено. Так обычно решают все суды, исходя из буквы закона. Органы власти многих субъектов РФ неоднократно предлагали признавать право муниципальной собственности на, по сути, бесхозные земельные участки по упрощённой процедуре. Также предлагали упростить процедуру изъятия земель, которые используются нерационально. Для заполнения этих пробелов в делах об оборотах земель, Государственная Дума внесла изменения в некоторые законодательные акты, которые регулируют оборот сельскохозяйственных земель. Теперь земельная доля будет признана невостребованной, если собрание участников долевой собственности внесло земли в список невостребованных. На основании чего можно отнести земли к невостребованным? Если собственник, который не зарегистрировал свои права на землю, также не передал её в аренду и ничего не делал на этом участке в течение 3 лет подряд. Невостребованной будет считаться земля, собственник которой умер, а наследникам по разным причинам участок не передать. Местные органы власти могут требовать признания права собственности не только на участки, но и на сами земельные доли. При этом остаются те же проблемы с наследниками и сложной процедурой признания собственности. Те земельные доли, которые были не востребованы, местные органы самоуправления могут продать, но право на продажу сформулировано таким образом, что ущемляются интересы землепользователей, которые хотели бы приобрести участок, а сама продажа становится не слишком выгодной для муниципалитета. Если собственник неправильно пользуется землёй, то земельный участок у него может быть изъят по суду. Причиной может послужить нарушение законов при использовании земли, неэффективное использование земель, вследствие которого уменьшилась их плодородность или экологическая ситуация. И если в течение трёх лет собственник не делал на этой земле ничего, что имело бы отношение к сельскому хозяйству. Все критерии, по которым экологическая обстановка будет считаться ухудшившейся, либо использование неэффективным и т.п., установлены Правительством РФ. Но заявление в суд отправляется только после того, как было назначено административное наказание, и нарушения не были устранены. Схема изъятия земельного участка такова, что субъект Российской Федерации потратит средства на подготовку материалов для подачи исковых заявлений в суд, на проведение кадастровых работ и публичных торгов. Эти издержки покроются вырученными от продажи земельного участка средствами, а оставшаяся часть пойдёт бывшему собственнику земельного участка. В то время, пока земельный участок будет изъят и продан на торгах, не будут уплачиваться налоги на землю. Таким образом, экономический эффект для бюджета субъекта РФ и муниципалитета будет минимальным. Плановые проверки использования земель проводятся не чаще, чем раз в три года. При такой периодичности проверок затруднительно набрать достаточное количество сведений о том, как именно используются земли. Возможно следует назначить крайний срок для оформления земельных долей в собственность. А органы местного самоуправления могли бы иметь преимущество для присвоения земельных участков из невостребованных земельных долей, не обращаясь в суд. Если собственник не желает оформлять земли, административное наказание следует оформить в виде штрафа в размере непоступающего в бюджет налога за тот период, в который они не оформляются официально. Контролировать состояние земельных участков для точной оценки их состояния лучше всего раз в год. Эти сведения должны быть общедоступными. Земли не должны оставаться бесхозными. В конечном результате неважно, кто именно будет собственником — частное лицо или муниципальные органы власти. Но рациональное, целевое и бережное использование сельскохозяйственных земель пойдёт на пользу и государству и народу. Мария Лукашина Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал