4 ноября 2014 года был принят Федеральный закон № 344-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступивший в силу 16 ноября 2014 года.
Изменения затрагивают интересы малых предприятий и связаны с введением дополнительных ограничений для применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности: ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ была дополнена пунктом 5 следующего содержания:
«Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации государственного сектора;
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
Таким образом, с момента вступления в силу изменений поменялись и требования Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ в отношении субъектов малого предпринимательства, подлежащих обязательному аудиту. Это значит, что с момента внесения вышеуказанных изменений в Федеральный закон № 402-ФЗ такие организации не имеют права:
- на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
- на формирование упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Напомним, что перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен
ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данный Закон также претерпел изменения в связи с принятием Федерального закона от 01.12.2014
№ 403-ФЗ, вступившего в силу со 2 декабря 2014 года.
В частности, аудит теперь обязателен, если:
— организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ранее было указано — открытого акционерного общества) (
п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).
Следует отметить, что положения данного пункта приведены в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса РФ, действующей с 1 сентября 2014 года, в которой нет разделения акционерных обществ на открытые и закрытые. Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 01.12.2014
№ 403-ФЗ обязательному аудиту будут подлежать все акционерные общества, как открытые (ОАО), так и закрытые (ЗАО), как публичные, так и непубличные;
— ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (
п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ);
— объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (
п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).
Как известно, критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены в
ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К таковым относятся организации, соответствующие следующим условиям:
1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (за исключением хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам) — бюджетным научным и образовательным учреждениям);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн рублей.
Таким образом, для большого количества субъектов малого предпринимательства в связи с изменениями возникает проблема увеличения нагрузки при осуществлении «учетного» процесса. Появляется необходимость ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности в полном объеме, а также необходимость подготовки к проведению обязательного аудита субъектами малого предпринимательства, имеющими организационно-правовую форму акционерного общества любого типа.
Как же следует поступить организациям — субъектам малого предпринимательства для соблюдения возросших требований?
Напомним, что Минфином РФ выпущен документ № ПЗ-З/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства», в котором перечислены все возможные упрощения бухгалтерского учета.
К ним могут быть отнесены следующие:
1. Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 года № 64н, предусмотрена возможность сокращения количества синтетических счетов в применяемом субъектом малого предпринимательства рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Кроме того, предусмотрена возможность применения упрощенной формы бухгалтерского учета (без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества).
2. В большей части действующих положений по бухгалтерскому учету, устанавливающих правила бухгалтерского учета отдельных объектов, содержится указание на возможность неприменения некоторых требований, установленных в них, субъектами малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).
В частности, им предоставлено право:
- применять кассовый метод учета доходов и расходов;
- не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов;
- не корректировать стоимость финансовых вложений;
- не формировать оценочные обязательства;
- все проценты по займам и кредитам признавать текущими расходами;
- не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
- исправлять все, даже существенные, ошибки в текущем периоде, без пересчета показателей прошлых лет;
- при изменении учетной политики не производить пересчет показателей прошлых периодов.
3. Субъектам малого предпринимательства предоставлена возможность раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для всех организаций. В частности, решение вопроса о включении Отчета об изменениях капитала и Отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Также субъекты малого предпринимательства вправе при формировании бухгалтерской отчетности не раскрывать информацию:
- по сегментам;
- по прекращаемой деятельности;
- о событиях после отчетной даты;
- о связанных сторонах (о сделках между взаимозависимыми лицами).
Заметим, что принципы построения и особенности ведения бухгалтерского учета, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в обязательном порядке должны быть отражены в учетной политике организации.
Кроме того, для субъектов малого предпринимательства предусмотрена возможность использования упрощенных форм бухгалтерской отчетности (упрощенные формы Баланса и Отчета о финансовых результатах приведены в приложении № 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н).
Анализ действующих на сегодняшний день положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) показывает, что никаких изменений в отношении применения требований, установленных в них для субъектов малого предпринимательства, не вносилось.
Поэтому, как указано в
ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ, «до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011
№ 402-ФЗ».
При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности должны применяться в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011
№ 402-ФЗ.
Таким образом, в случае, если субъект малого предпринимательства подлежит обязательному аудиту, им должны выполняться требования всех действующих ПБУ в полном объеме.
При этом требования Федерального закона от 06.12.2011
№ 402-ФЗ, введенные с 16 ноября 2014 года в отношении субъектов малого предпринимательства, подлежащих обязательному аудиту, связанные с невозможностью применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и формирования упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны рассматриваться данными субъектами как изменение учетной политики.
Приведем следующее обоснование данного вывода.
В соответствии с положениями
п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ изменение учетной политики организации может производиться, в частности, при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Согласно требованиям пункта 12 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина от 6 октября 2008 года № 106н, «изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения».
Обратим внимание на то, что ни в Федеральном законе
№ 344-ФЗ, ни в Федеральном законе
№ 403-ФЗ не установлено каких-либо особых правил по их применению. Поэтому, по нашему мнению, изменение в учетную политику в связи с вновь появившимися требованиями нормативных актов организации — субъекты малого предпринимательства вправе внести с начала следующего года, с тем чтобы с 1 января 2015 года вести полномерный бухгалтерский учет и по итогам 2015 года сформировать бухгалтерскую отчетность в полном объеме.
И поскольку все изменения учетной политики на следующий год должны быть объявлены в пояснениях к бухгалтерской отчетности за отчетный год, то организации — субъекты малого предпринимательства должны раскрыть изменения, внесенные в учетную политику на следующий 2015 год, в пояснениях, представляемых пользователям с бухгалтерской отчетностью за 2014 год.
Кроме того, следует остановиться на рассмотрении вопроса о необходимости корректировки данных бухгалтерской отчетности (либо возможном отсутствии такой необходимости) за предшествующие периоды.
Начнем с того, что организацией должна быть обеспечена сопоставимость сравнительных данных отчетности. Это требование вытекает из норм Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года № 43н. В частности, в нем сказано, что «по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному», что уже учтено в формах бухгалтерской отчетности. Таким образом, для того чтобы можно было проводить анализ, выявлять тенденции изменения показателей, оценивать динамику и перспективы развития организации, необходимо, чтобы отчетные данные были сопоставимыми. То есть не только представленными в одних и тех же единицах измерения, но и сформированными исходя из одних и тех же методологических принципов.
Таким образом, если организация — субъект малого предпринимательства начиная с 2015 года изменит учетную политику, данные, отраженные в бухгалтерской отчетности за 2015 год, в любом случае не будут сопоставимы с данными отчетности за 2014 и 2013 годы, полученными в результате применения иных методов учета, предусмотренных предыдущей редакцией учетной политики.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, как указывается в пункте 14 ПБУ 1/2008, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективным или перспективным способом, если законодательно не установлено иного порядка отражения последствий ее изменений.
1. Ретроспективный подход основан на предположении, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. При ретроспективном методе отражения последствий учетной политики корректируются значения показателей бухгалтерской отчетности, относящихся к предыдущим отчетным периодам.
В том случае, если изменения учетной политики оказывают или способны оказать существенное влияние на принятие решений пользователей о финансовом положении организации и организацией применяется ретроспективный метод отражения данных в бухгалтерской отчетности, то такие изменения подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. При этом данная информация помимо причины изменения учетной политики должна содержать:
- оценку последствий изменения в стоимостном выражении;
- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.
2. Изменение учетной политики применяется перспективно, если:
- оно вызвано изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и в них указано на перспективный способ применения обновленной учетной политики, скорректированной с учетом нововведений;
- такое изменение не оказывает существенного влияния на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств (в частности, если организация меняет один способ учета на другой исключительно с целью оптимизации учетного процесса без снижения степени достоверности информации);
- последствия данного изменения в отношении периодов, предшествовавших отчетному, невозможно оценить в денежном выражении с достаточной надежностью.
В этих случаях корректировка показателей бухгалтерской отчетности в корреспонденции со счетом нераспределенной прибыли не производится. В основе данного подхода лежит предположение, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа, то есть показатели бухгалтерской отчетности за прошлые периоды не пересчитываются, а новые правила бухгалтерского учета применяются с начала нового отчетного периода.
Итак, уже сейчас, с момента вступления в силу изменений, которые были внесены в Федеральный закон от 06.12.2011
№ 402-ФЗ, до конца 2014 года организациям — субъектам малого предпринимательства, подлежащим обязательному аудиту, следует подумать, как они будут вести бухгалтерский учет без применения упрощенных способов, и принять решение о порядке реализации новых для них положений путем внесения соответствующих изменений в учетную политику с целью:
1) установления порядка применения тех положений по бухгалтерскому учету, которые в связи с использованием упрощенных способов ведения бухгалтерского учета ранее не применялись субъектами малого предпринимательства;
2) формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год в полном объеме, которая в соответствии со
ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Наталья Бондарчук, директор ЗАО «Аудит Приват Сервис»
Ольга Габдрахманова, ведущий аудитор ЗАО «Аудит Приват Сервис»
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме