Запрещено per se, то есть безусловно. Алла Лебедева, начальник отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации, отвечает на вопросы Первого пермского правового портала. – Антимонопольные органы считают картельный сговор наиболее серьезным нарушением. Хотелось бы понять, что такое картель? – Картель – это соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке, так называемые «горизонтальные» соглашения. При этом часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции содержит исчерпывающий перечень картельных соглашений. – Наиболее часто встречается такое явление, как ценовой сговор. Пожалуй, любая домохозяйка, не говоря уже об автолюбителях, может привести примеры ценового сговора... – Вы правы, основные признаки ценового сговора может зафиксировать внимательная домохозяйка. Это одинаковые цены, их синхронное изменение и повышение в одних и тех же пределах. Есть точное определение. Ценовой сговор – установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок в результате соглашения. Антимонопольные органы фиксируют пять видов картельных соглашений. Под номером два – сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов. Согласованное между участниками повышение, снижение или поддержание цен на торгах. Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов основан на соглашении между конкурентами об условиях получения контракта. Подобное соглашение заключается до начала торгов. Третий вид – сговор по разделу территорий, клиентов, рынков. Конкуренты заключают соглашение о разделе товарного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, по ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Еще один вариант – сговор по сокращению или прекращению производства товаров. И, наконец, сговор по отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Указанные «горизонтальные» соглашения запрещены per se (то есть безусловно). – Хозяйственная деятельность предполагает заключение каких-то соглашений. Субъекты не могут отказаться от контактов, договоров. Что не запрещено? – Исключение составляют соглашения о совместной деятельности, если такими соглашениями не создается для отдельных лиц возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на третьих лиц ограничения и если результатом таких соглашений является или может являться в совокупности совершенствование производства или стимулирование технического, экономического прогресса и получение покупателями преимуществ (выгод). – Картель как явление характерна для монополизированного или для свободного рынка? – Как правило, картели возникают в том случае, когда доля хозяйствующих субъектов на рынке не очень высокая и они не способны в одностороннем порядке, то есть самостоятельно, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном конкретном рынке, поскольку их возможности ограничиваются реакцией других участников рынка. В таком состоянии единственная возможность для хозяйствующих субъектов влиять на состояние конкуренции на рынке – это картельный сговор, при котором хозяйствующие субъекты – участники картеля, отказываясь соревноваться друг с другом, совместно влияют на состояние конкуренции на рынке и получают возможность устанавливать завышенные цены, устранять с рынка своих конкурентов, не участвующих в сговоре, или осуществлять иные антиконкурентные действия. – Понятно, что картельный сговор приносит выгоду его участникам. Вредит ли он экономике? – Разумеется, вредит. Можно выделить следующие факторы отрицательного влияния картелей на экономику: Во-первых, это ограничение конкуренции на рынке. Заключив картель, хозяйствующие субъекты могут ограничить конкуренцию как между собой, так и на рынке в целом. Контролируя предложение товара, участники картеля имеют возможность манипулировать ценами по своему усмотрению и в результате получать сверхприбыль. Следствием получения сверхприбыли при искусственном поднятии цены является отсутствие интереса к развитию технического прогресса и отсутствие у компаний мотивов для развития. Картель устанавливает нормы производства и сбыта продукции, а результатом является отсутствие у компаний мотивов для производства новых, более качественных товаров. Наконец, искусственно созданные барьеры для входа на рынок приводят к получению односторонних преимуществ участниками картеля, устранению конкурентов и недопущению на рынок новых игроков. Так как картель заключается между юридически, а часто и экономически независимыми предприятиями, то картели дестабилизируют рынок, не позволяя объективно оценить конкуренцию на нем. – Участники картеля фактически занимают доминирующее положение на рынке, но при этом не подпадают под ограничения, установленные для хозяйствующих субъектов такого типа? – Деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, контролируется не только антимонопольными органами, но и обществом в целом. Монополист у всех на виду. Свобода его экономической деятельности ограничена статьей 10 Закона о защите конкуренции, в которой установлены запреты на определенные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на определенном рынке. Действия, указанные в статье 10 Закона о защите конкуренции, признаются злоупотреблением монополистическим положением указанного хозяйствующего субъекта. Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договоренностей. При образовании картеля его участники, не утрачивая производственной и юридической независимости, создают видимость самостоятельного (конкурентного) поведения на рынке, что негативно сказывается на экономике, так как перестает работать основной закон рынка – «спрос рождает предложение», что, в свою очередь, ведет к подрыву доверия общества к основам рыночной экономики и политике властей в этой области. Таким образом, картельный сговор приносит экономике, обществу и конкретному потребителю бόльший урон, чем монополист, чье поведение контролируется. – Чем рискует субъект, вступивший в сговор? – Необходимо отметить, что за заключение картеля предусмотрена административная (часть 1 статьи 14.32 КоАП РФ) и уголовная ответственность (статья 178 УК РФ). – Приведите пример картельного сговора или признаков такого сговора на региональном рынке. – Наверное, многие жители Пермского края полагают, что стоимость авиаперелета Пермь – Москва – Пермь несколько завышена. Действительно, авиабилет до Москвы обходится нам дороже, чем жителям Уфы и даже Тюмени. Почему? Давайте разбираться. Согласно Правилам формирования и применения тарифов денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее – тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком (пункт 5 Правил). Проанализировав тарифы на авиационных маршрутах Пермь – Москва и Москва – Пермь и условия их применения, специалисты Управления выявили признаки сговора между участниками рынка. Расстояние от города Перми до города Москвы составляет около 450 миль (по международному правилу полетное расстояние принято исчислять не в километрах). До Уфы – те же 450 миль, до Краснодара – 460 миль, до Екатеринбурга – 550 миль, до Тюмени – 660 миль. При условии применения одинаковых тарифов (одинаковый сервис на борту, условия провоза багажа, бронирования билетов, возврата билетов и так далее), при использовании одинаковых типов судна (что предполагает соразмерные затраты на обслуживание техники, лизинговые платежи), при одинаковых взлетных/посадочных площадках (что предполагает идентичные аэропортовые сборы, сборы за стоянку самолетов), одинаковом полетном времени (то есть при аналогичных затратах на ГСМ и авиатопливо) стоимость авиабилетов на маршрутах Москва – Пермь и Пермь – Москва выше, чем в вышеупомянутых городах. И это при том, что предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, установленные Федеральной службой по тарифам России для аэропорта Большое Савино, являются наименьшими по сравнению с аналогичными сборами в других исследованных городах (аэропортах). Дело в том, что на тех рынках конкуренция развита намного лучше, чем на рынке авиаперевозок Пермь – Москва – Пермь, где наблюдается безусловное коллективное доминирование авиакомпаний. На основании вышеизложенного Управлением в отношении авиакомпаний, осуществляющих деятельность на территории аэропорта Большое Савино, возбуждено дело по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. С Аллой Лебедевой беседовала Любовь Соколова Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме