В судебной системе Пермского края с 2006 года осуществляется внедрение элементов медиации в рамках подготовки к рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Данные процессы начаты в связи с экспериментальной работой по внедрению ювенальных технологий, восстановительного правосудия, проводимой совместно органами исполнительной власти (отделом по защите прав детей аппарата администрации Пермской области), центром «Судебно-правовая реформа» (Москва) и Пермским областным судом.
В 2006 году на базе Пермского государственного университета и кафедры социальной работы юридического факультета был создан центр социально-правового образования, которым была разработана программа обучения специалистов социальной сферы и судебной системы «Основы ювенальной юстиции и медиации», выигравшая в декабре 2006 года конкурс, проводимый департаментом развития человеческого потенциала аппарата Правительства Пермского края в рамках краевой целевой комплексной программы «Семья и дети Пермского края на 2006-2010 годы», тогда было обучено 100 специалистов органов местного самоуправления 10 муниципальных образований, в том числе и 4 помощника судей экспериментальных территорий (г. Лысьва и Индустриальный район г. Перми).
В 2008 году работа по внедрению элементов ювенальной юстиции и медиации получила новый импульс. Председателем Пермского краевого суда В.Н.Вельяниновым инициировано подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере внедрения элементов ювенальной юстиции между Пермским краевым судом и Правительством Пермского края (от 17 декабря 2008 года), принято Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 25 ноября 2008 года № 5/2 «Об утверждении Порядка взаимодействия судов и социальных служб по реализации восстановительных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями») [1] . В течение 2008-2010 годов в работу включились все 50 судов Пермского края.
Значительную роль в системном обучении судей, помощников судей, работников социальной сферы сыграла разработка краевой программы 2010-2011 гг. «Правосудие и дети (Пермская модель ювенальной юстиции)», ставшей победителем в программе «Дети в конфликте с законом» Российского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Москва).
В рамках данной программы профессорско-преподавательским составом юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета в течение двух лет было обучено 100 судей и 100 помощников судей Пермского края по программе повышения квалификации «Основы ювенальной юстиции с элементами медиации».
Следуя теме настоящей статьи, остановимся подробней на проведении обучающих тренингов отработки программ восстановительного правосудия, медиации для судей и помощников судей, имеющих начальный уровень представлений о медиации и программах восстановительного правосудия. Тренинг был рассчитан на 2 учебных дня (20 академических часов) и включен в 72-часовую программу курса повышения квалификации для судей и помощников судей «Основы ювенальной юстиции и медиации». Основная цель тренинга – познакомить судей со спецификой проведения программ по заглаживанию вреда, медиации.
Задачи:
- дать участникам семинара основные сведения о сущности медиации и особенностях восстановительной медиации;
- показать ход и логику проведения программ по заглаживанию вреда;
- дать возможность участникам «увидеть изнутри» работу медиатора;
- дать возможность участникам в игровой форме побывать в роли жертвы, правонарушителя, родителей, других участников программы по заглаживанию вреда;
- получить в ходе тренинга ответы на интересующие участников вопросы об особенностях, результатах, сложностях проведения программ по заглаживанию вреда.
Принципы проведения семинара-тренинга перекликаются с принципами проведения программ восстановительного правосудия: Принцип добровольности участия. Здесь следует оговориться, что формально участие судей в подобном тренинге не являлось добровольным, однако фактически им не ставились жесткие требования обязательного присутствия. Участники могли в любой момент покинуть тренинг под любым предлогом и т.д. Однако в течение двух дней ни один участник тренинг не покинул.
Принцип конфиденциальности. В ходе семинара-тренинга в группе создавалась особая атмосфера психологической безопасности, в которой только и возможно было понять и почувствовать специфику работы специалиста по восстановительным технологиям, а так же особенности поведения и ощущения других участников программы по заглаживанию вреда.
Принцип активности участников, реализовался в форме проведения занятий – тренинга, когда участники и ведущий работают одинаково активно, открыто обсуждают результаты тех или иных упражнений и т.д.
Методические особенности проведения семинара-тренинга. Принцип методического построения семинара-тренинга – «круговой», т.е. от общего к частному, а затем возвращение к общему на новом уровне.
В ходе тренинга участники знакомились с основными принципами и ходом проведения предварительных (индивидуальных) встреч с участниками конфликтной ситуации. Знакомство проходило в интерактивной форме. Участники работали по подгруппам с распределением ролей.
Практическая часть семинара-тренинга была посвящена отработке навыков активного слушания: перефразированию, резюмированию с целью прояснения фактов, чувств и эмоций, оценок, намерений и скрытых и явных потребностей обидчика и жертвы.
После знакомства с приемами и техниками активного слушания, участники семинара проиграли в тех же подгруппах этап проведения совместной встречи обидчика и жертвы.
В целом, по итогам семинара-тренинга, полагаем, что все задачи в ходе двухдневной работы были выполнены. Отзывы участников по итогам работы были в целом положительными в отношении необходимости внедрения элементов ювенальной юстиции и медиации в работу судов.
В качестве положительных моментов, кроме прочих, участники отметили возможность в ходе семинара-тренинга познакомиться друг с другом, обсудить некоторые профессиональные вопросы, обменяться впечатлениями.
В ходе семинара-тренинга участниками были отмечены и зафиксированы отличия процедуры примирения в ходе медиации от формальной процедуры разрешения конфликта в ходе судебного заседания. Некоторые особенности медиации с несовершеннолетним стали поняты участниками семинара только в конце занятия.
Итоговое анкетирование обучающихся показало, что практическое знакомство судей с основами медиации, программами восстановительного правосудия, безусловно, необходимо с целью более глубокого осознания ими идей восстановительного правосудия, более качественного анализа социального анамнеза и результатов работы социальных служб с несовершеннолетними обвиняемыми, потерпевшими и их семьями.
По отзывам судей, овладение ими медиативными техниками (отражение, удержание нейтральности, и пр.) достигает нескольких результатов: помогает организации проведения судебных заседаний, созданию более спокойной психологической обстановки, снижению конфликтности среди участников судебного заседания, снижает эмоциональную напряженность самого судьи. Кроме того, отмечают участники обучения, проведение подобных тренингов способствует профилактике эмоционального выгорания сотрудников судебной системы, усилению гуманитарной составляющей в их работе.
В течение 2010-2011 годов преподавателями кафедры социальной работы (Соболева Л.А., Невельсон Е.Ю.), председателем ассоциации медиаторов Пермского края
Хавкиной А.Л. в связи с реализацией проекта «Расширение сферы открытости и гражданской активности на местном уровне» (заказчик – Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Т.И. Марголина, Фонд Nicolaas Witsen и Всемирный Банк реконструкции и развития) был разработан курс «Практика урегулирования конфликтов на местном уровне». В рамках данного курса основам медиации было обучено 40 представителей муниципальных образований Пермского края, в 4-х муниципалитетах (Суксун, Оханск, Кизел, Гайны) созданы муниципальные центры урегулирования конфликтов.
В перспективе – организация подобных курсов, обучения основам медиации и навыкам бесконфликтного общения для государственных служащих, специалистов учреждений социальной сферы, профсоюзов, а также включение курса «Основы медиации» в учебный план подготовки по специальности «Социальная работа», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление».
- Пермская модель ювенальной юстиции. Учебно-методическое пособие. Пермь 2009. Издательство «От и до», С. 110-118.
Невельсон Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры социальной работы юридического факультета ПГНИУ.
Соболева Лариса Александровна, помощник председателя Пермского краевого суда, доцент кафедры социальной работы юридического факультета ПГНИУ.
Источник:
Материалы научно-практической конференции «Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России» 27-28 марта 2012 года
Материалы по теме