Раздел VII (Международное право) Сегодня мировое сообщество много внимания уделяет ходу интеграционных процессов, проходящих на территории постсоветского пространства. На современном этапе евразийское региональное объединение прошло уже 3 стадии: с 2001г. – Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); с 2010 – Таможенный союз, с 2012 – Единое экономическое пространство (ЕЭП). Кроме того, в рамках СНГ вскоре начнет функционировать Зона свободной торговли. С 1 января 2012 г. вступило в силу Решение Высшего Евразийского экономического совета о вступлении в силу международных договоров, формирующих ЕЭП, которым был введен в действие пакет из 17 соглашений по различным сферам сотрудничества.1 В соответствии со статьей 1 Соглашения о формировании ЕЭП «под Единым экономическим пространством Стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводится единая внешнеторговая политика и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика».2 К 1 января 2015 г планируется, в соответствии с декларацией о Евразийской интеграции, создать Евразийский экономический союз.3 Затем, на базе ЕврАзЭС, ЕЭП, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Таможенного союза, создать Евразийский союз, о перспективах которого, в том числе, рассуждал в одной из своих статей В.В. Путин.4 Важным этапом в процессе объединения стало учреждение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – наднационального органа, занимающегося обеспечением функционирования Таможенного союза и ЕЭП, а также выработкой предложений в сфере экономической интеграции. Комиссия состоит из Совета и Коллегии, и принимает, в пределах своей компетенции, решения и рекомендации. Последние не носят обязательного характера.5 Также, в рамках ЕЭК, формируются департаменты, консультативные органы и комиссии по этике.6 Кроме того, с 17 мая 2011г. для России вступил в силу Статут Суда ЕврАзЭС, в который могут обратиться не только представители государств-участников и органов ЕврАзЭС, но и хозяйствующие субъекты государств-членов Таможенного союза.7 Следует отметить, что в формировании Таможенного союза и ЕЭП участвуют всего 3 государства: Белоруссия, Россия и Казахстан. В ЕврАзЭС дополнительно участвуют Кыргызстан и Таджикистан. Эти страны являются довольно разобщенными в своей экономической политике. Так в Белоруссии государственный сектор составляет большую часть её экономики. Также есть угроза, что ЕЭП постепенно сведется к региональному энергетическому проекту, т.е. будет реализована только энергетическая составляющая.8 Кроме того, все учредительные документы носят, в основном, общий характер. Отсюда имеется необходимость согласования деталей соглашений в рамках множества отдельных актов, что отличает евразийскую интеграцию от европейской. Однако В.В. Путин заявлял, что в интересах бизнеса уже принято решение начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и ЕЭП.9 В западной прессе отмечалось, что «ни одна из сторон (ЕЭП) не готова отменить (или значительно ограничить) реальный контроль над собственной экономикой, но установка стран-участников на интеграцию говорит о предвосхищении того, что в случае её неудачи произойдет переход экономического и политического влияния от России к Китаю, Европейскому союзу и США; для Казахстана провал интеграции – это угроза экономической зависимости от Китая, а для Белоруссии – угроза, что её нынешняя экономическая модель, основанная на льготных ценах на русские энергоносители, рухнет».10 Сравнивая евразийскую интеграцию с европейской, следует отметить ускоренные темпы первой. Это может послужить причиной недоработок в регламентации деятельности евразийских межгосударственных и наднациональных органов. Как отмечала директор международного департамента правительства Татьяна Валовая: «ЕС конца 80-х годов – туда надо смотреть и к этой модели надо стремиться. Они тогда правильно обозначили первоочередные задачи, не забегая вперед и не стремясь расширяться»11 Тем не менее, от регионального сотрудничества в рамках ЕврАзЭС прогнозируются существенные выгоды всем участникам, особенно России. Успешное функционирование таких организаций, как Европейский Союз, МЕРКОСУР (Общий рынок юга), НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле)и других, свидетельствует о большом будущем подобных образований. Идея Евразийского союза существовала ещё с советских времен, и в условиях современной глобализации является адекватным средством противостояния мировым кризисным процессам. Важно, чтобы союз строился на основании уважения норм международного права, равенства участников, единого курса развития, диалога с западными и восточноазиатскими партнерами. Литература: