Это многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, в системе которого насчитывается свыше 500 тысяч сотрудников.
Возглавляет его министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Российской Федерации по представлению председателя Правительства Российской Федерации.
Как орган государственной власти Министерство юстиции РФ проводит государственную политику в сфере юстиции, осуществляет управление, а также координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
Если коротко сформулировать основные задачи Минюста России сегодняшнего дня, то можно сказать, что это обеспечение:
- прав и законных интересов личности и государства,
- установленного порядка деятельности судов,
- исполнения актов судебных и других органов,
- уголовных наказаний.
Эти задачи реализуются в конкретной деятельности органов, входящих в структуру Министерства юстиции.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области
Это одно из управлений, созданных во всех семи федеральных округах Российской Федерации с целью укрепления государственной власти. Мы все хотим жить в сильном государстве и быть защищены. А государство сильно своей властью. Главные управления – это своего рода координаторы деятельности, осуществляемой территориальными органами юстиции, в округах. Они концентрируют всю информацию о деятельности органов юстиции краев, областей, входящих в федеральный округ, анализируют ее, выявляют проблемы, определяют эффективность работы по решению тех или иных задач, а затем через полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе доводят результаты этого анализа до Президента страны. Президент, имея подобную информацию от своих семи представителей в округах, имеет возможность оперативно влиять на процессы, происходящие в стране, в том числе и в сфере юстиции. Оперативно влиять – это значит корректировать деятельность, определять приоритеты, применять меры воздействия на ту или иную ситуацию, т.е. реализовывать свои властные полномочия.
Чтобы понять и зримо представить себе, чем все-таки конкретно занимаются органы юстиции, познакомимся с деятельностью органов юстиции Прикамья.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю
Изначально в 1971 году был создан отдел юстиции Пермского облисполкома, который позднее был наделен статусом управления администрации Пермской области. С 1997 года Управление утратило областное подчинение и стало территориальным органом федерального органа исполнительной власти в Пермской области. Несмотря на многочисленные реорганизации органов юстиции, Приказом Минюста России от 15 июля 2008 года № 143 «
О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации» вновь создано Управление Минюста России по Пермскому краю.
До декабря 2012 г. Управление Минюста России по Пермскому краю возглавляла советник юстиции 2-го класса
Наталья Викторовна Михляева.
4.12.2012 г. в Управлении Минюста России по Пермскому краю Заместитель Министра юстиции Российской Федерации
А.Д. Алханов представил нового начальника Управления -
Юсупова Рустема Рафисовича, государственного советника юстиции Российской Федерации 3 класса. На данном мероприятии присутствовали:
- Президент нотариальной палаты Пермского края – Пьянкова Надежда Николаевна;
- Начальник Лаборатории судебной экспертизы – Стрельцова Татьяна Юрьевна;
- Заместитель Президента Адвокатской палаты – Яковлев Павел Арсентьевич;
- Заместитель начальника ГУФСИН России по Пермскому краю - Зуйков Андрей Николаевич;
- Заместитель руководителя УФССП России по Пермскому краю - Хабибуллин Рудольф Флёрович;
- Администрация губернатора Пермского края – советник руководителя - Ратегов Ярослав Владимирович;
- работники Управления.
Чем занимаются специалисты Управления? Как на практике решается задача, например, обеспечения единства правового пространства Российской Федерации в конкретном регионе – Пермском крае? Вам наверняка известно, что, например, в Америке в каждом штате существует свое законодательство, а в России оно едино. Это значит, что закон един для всех и каждого и все равны перед законом. А все законодательные акты, принимаемые в регионах, должны соответствовать главному закону страны – Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Поэтому все ранее принятые Законодательным Собранием Пермской области (края), а также вновь разрабатываемые краевые законы проходят обязательную правовую экспертизу в Управлении на предмет соблюдения прав и свобод граждан.
Отдел Управления, в котором проводится правовая экспертиза, так и называется – отдел законодательства субъекта РФ, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, выполняет ряд функций, необходимых для обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.
В пределах предоставленных полномочий Управление принимает участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти Пермского края путем участия в пленарных заседаниях Законодательного Собрания Пермского края и в заседаниях иных органов и организаций, участия в рабочих группах по разработке проектов нормативных правовых актов, проведения правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Пермского края.
Управлением заключен ряд соглашений о взаимодействии в сфере юстиции с органами государственной власти Пермского края, прокуратурой Пермского края, организована работа по взаимодействию с Главным федеральным инспектором по Пермскому краю с целью обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.
Кроме того, Управлением заключены соглашения о порядке взаимодействия и организации информационного обмена с независимыми экспертами по проведению антикоррупционной экспертизы.
Управление на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «
Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», и Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.1995 № 550 «
О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» осуществляет полномочия по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По результатам проведенной правовой экспертизы дается заключение о соответствии нормативного правового акта органа государственной власти Пермского края Конституции Российской Федерации и/или федеральному законодательству или о выявленном несоответствии нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и/или федеральному законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «
О противодействии коррупции» и Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, специалисты Управления проводят также антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.
Экспертные заключения на нормативные правовые акты, в которых выявлены противоречия федеральному законодательству или коррупциогенные факторы, направляются в органы государственной власти, принявшие данные нормативные правовые акты, для принятия мер по приведению их в соответствие с
Конституцией Российской Федерации и/или федеральным законодательством.
При согласии органов государственной власти с выводами, изложенными в экспертных заключениях, соответствующие акты находятся на контроле; при несогласии экспертные заключения направляются в прокуратуру Пермского края для принятия мер прокурорского реагирования.
Деятельность Управления в сфере проведения правовой и антикоррупционной экспертизы в значительной степени способствует повышению качества нормативных правовых актов органов государственной власти Пермского края.
По поручениям Минюста России в пределах своих полномочий Управление в соответствующих сферах правоотношений проводит мониторинги и готовит обзоры законодательства субъекта (субъектов) Российской Федерации, аналитическую информацию.
В целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, соблюдения конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями ведется федеральный регистр.
Федеральный регистр представляет собой распределенную базу данных, содержащую в электронном и документальном виде правовые акты и сведения о них. Федеральный регистр имеет региональный, окружной и федеральный уровни.
В федеральный регистр включаются: номера и даты государственной регистрации правовых актов; реквизиты правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок); тексты правовых актов; источники официального опубликования правовых актов; дополнительные сведения.
Дополнительными сведениями являются, в частности, экспертные заключения Минюста России и территориальных органов Минюста России; постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, решения судов общей юрисдикции, решения и постановления арбитражных судов и конституционных судов субъектов Российской Федерации; информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты и представления, заявления в суд); письма, ответы, иная информация прокуратуры, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов.
В соответствии с пунктом 21 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12.01.2004 № 5 «
Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» проводится юридическая обработка всех поступивших в Управление правовых актов.
При проведении юридической обработки акта в первую очередь определяются его нормативность, взаимосвязь с правовыми актами, ранее включенными в федеральный регистр, и принимается решение о необходимости его государственной регистрации и проведения правовой экспертизы.
Информация из федерального регистра предоставляется по письменным обращениям в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства юстиции от 20.12.2005 № 244 «
Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
Пользователи телекоммуникационных сетей могут самостоятельно получать необходимую им информацию в электронном виде из интегрированной базы данных, размещенной для всеобщего доступа на Интернет-портале «
Нормативные правовые акты Российской Федерации».
На основании Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «
О государственной регистрации уставов муниципальных образований» Управление осуществляет деятельность по государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований на бумажном и электронном носителе.
Управлением проводится правовая и антикоррупционная экспертиза уставов муниципальных образований, а также муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, поступивших для государственной регистрации.
В случае выявления противоречий Конституции Российской Федерации, федеральному или региональному законодательству, коррупциогенных факторов в уставах, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований территориальные органы Минюста России вправе принимать решение об отказе в государственной регистрации.
Управлением регулярно оказывается методическая помощь органам местного самоуправления по вопросам принятия и регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, в том числе путем согласования проектов указанных муниципальных правовых актов, а также проведения заседаний рабочих групп и выездных приемов граждан.
Кроме того, специалистами Управления по вопросам государственной регистрации уставов муниципальных образований ежедневно ведется разъяснительная и консультативная работа с представителями органов местного самоуправления.
Материалы по теме история Министерства юстиции
Справедливость и беспристрастие
Отдел правовой помощи, контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния
Отдел по делам некоммерческих организаций
Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
Пермская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации
Источник: Министерство юстиции
Материалы по теме