На вопрос ответила А.В. Пьянкова, старший помощник прокурора Пермского района:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является именно тем органом, в который вправе обратиться граждане в случае нарушения прав потребителя.
Однако сначала гражданину необходимо обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, допустившему нарушение, то есть написать претензию. Если эта претензия не будет рассмотрена или требования заявителя не были удовлетворены, следует обратиться в Роспотребнадзор. В противном случае Роспотребнадзор не вправе провести внеплановую проверку в отношении хозяйствующего субъекта.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277‑ФЗ внесены изменения в подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым предусмотрен порядок проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае нарушения прав потребителей.
С 01.01.2017 органы Роспотребнадзора вправе провести внеплановую проверку по обращению граждан о нарушении прав потребителей только при условии, что гражданин, права которого нарушены, предварительно обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены. Для соблюдения данного требования закона заявитель должен подтвердить документально факт предварительного обращения к нарушившему его права хозяйствующему субъекту.
Такое изменение в законодательстве направлено на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и минимизацию внеплановых проверок контролирующих органов.