ОТВЕТ: Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме вменена обязанность по выбору одного из способов управления многоквартирным домом, указанных в настоящей статье. Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Законодателем определено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления, управляющей организации, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статья 46 ЖК РФ). Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Таким образом, исходя из содержания Вашего вопроса, учитывая в совокупности вышеприведенные нормы права, предполагая, что процедура проведения общего собрания соблюдена, решение общего собрания собственников помещений в МКД в отношении выбора управляющей компании, проведенное позже по времени будет являться законным.
Направление протокола собрания и уведомления в компетентные органы – процедура уведомительная, направленная не на подтверждение воли собственников помещений в МКД, а на исполнение этими органами своих функций.
Например, в силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Если в результате внеплановой проверки орган государственного жилищного надзора выявит несоответствие проведённого собрания требованиям законодательства Российской Федерации, могут выдать предписание об устранении нарушений или о проведении мероприятий по соблюдению обязательных требований, в том числе могут обязать устранить нарушения в шестимесячный срок со дня направления такого предписания.
Ответ подготовлен ведущим юрисконсультом ГКУ «Государственное юридическое бюро Пермского края» Шестаковым Игорем Геннадьевичем.