Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на них. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущими собственниками помещений в многоквартирном доме.
Программа капитального ремонта утверждается на региональном уровне и начало платы взносов по капитальному ремонту устанавливается законом конкретного региона. Выставление платежей по капитальному ремонту действительно могло начаться позже установленной законом даты в связи с тем, что региональный фонд капитального ремонта для выставления платы использует сведения о собственниках, полученные от муниципалитетов или управляющих организаций. Если данные о конкретном доме в региональный фонд были предоставлены с задержкой, это не освобождает собственников жилья от уплаты взносов за прошедшие месяцы, в соответствии с положениями ст.ст. 169,170 ЖК РФ.
Если за этот период насчитали пени за просрочку уплаты взносов, то действия регионального фонда собственники жилья вправе оспорить либо требовать возмещения этих затрат (регрессный иск) с виновника, то есть с управляющей организации, которая несвоевременно подала сведения.
Также действия регионального фонда собственники вправе оспорить в случаях, когда платежные квитанции на капремонт не приходили длительное время и региональный фонд требует с собственников уплаты взносов за прошлые годы и вместе с ними соответствующие пени. Если срок таких долгов превышает 3 года, то собственник может не производить уплату ввиду истечения срока давности взыскания.
Иск подается в суд с применением правил подсудности, установленной статьей 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Неполучение собственником квитанций на оплату капитального ремонта не влечет освобождение от уплаты взносов. Собственник должен также принимать меры личного контроля посредством отслеживания сведений о взносах в «Интернете» на сайте государственно-информационной системе ЖКХ ( https://dom.gosuslugi.ru) или сайте регионального оператора, где имеется информация о задолженности, о размерах ежемесячных платежей, о пенях и пр.
Контроль и надзор за деятельностью фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляют, в частности, инспекция государственного жилищного надзора, прокуратура, контрольно-счетная палата и прочие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.