ИНТЕРНЕТ-ИНТЕРВЬЮ С УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ПЕРМСКОМ КРАЕ ДЕНИСОВОЙ СВЕТЛАНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ НА ТЕМУ:"ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ"
1. Как правило, на неблагополучные семьи обращают пристальное внимание только тогда, когда случилось непоправимое. Есть ли в Пермском крае система, позволяющая заранее определить детей, которые могут создать проблемы для окружающих и для себя?
Правовые и организационные основы в сфере профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае определены законом Пермского края от 07.07.2014 N 352-ПК "О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае". Региональным законом по аналогии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ установлен перечень органов, учреждений и организаций системы профилактики детского неблагополучия. В этот перечень входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы социальной защиты, образования, здравоохранения, органы опеки и попечительства; службы занятости населения; органы в сфере молодежной политики. Кроме того частью 2 статьи 3 закона Пермского края N 352-ПК установлено, что в деятельности по профилактике детского и семейного неблагополучия в Пермском крае в пределах своей компетенции принимают участие: органы и учреждения культуры; органы и учреждения физической культуры, спорта и туризма; Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае; общественные и некоммерческие организации (объединения), уставной целью которых является участие в мероприятиях по защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детского и семейного неблагополучия; другие органы, учреждения и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Главную координирующую функцию в системе профилактики детского и семейного неблагополучия в регионе исполняет Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края. Территориальные КДН и ЗП координируют деятельность всех субъектов профилактики детского неблагополучия в пределах муниципального образования. На краевую КДН и ЗП, председателем которой является заместитель председателя Правительства Пермского края, возложены функции по координации деятельности всех названных органов системы профилактики детского неблагополучия. Краевой КДН и ЗП разрабатываются и утверждаются нормативные документы, регламентирующие работу всех органов системы профилактики детского неблагополучия. Эти документы содержат пошаговые алгоритмы действий специалистов по разным ситуациям неблагополучия, в том числе по выявлению случаев жестокого обращения с детьми. Постановлениями КДН и ЗП Пермского края утверждены порядки межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, определившие критерии постановки на учет в группу риска, в социально опасное положение; утверждена форма индивидуальной программы реабилитации и другие нормативные документы, необходимые для осуществления профилактической и коррекционной деятельности.
С января 2019 года в деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений внедрена Единая информационная система "Траектория". К работе в информационной системе в настоящее время подключены все общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, органы социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, медицинские организации (по 2-м показателям детского и семейного неблагополучия: "беременная несовершеннолетняя", "снижение массы тела").
2. Взаимодействуют ли друг с другом школы, секции, кружки и пр.? Ведь то, что не заметили специалисты в школе, мог бы заметить преподаватель в кружке или тренер в секции?
Все образовательные организации, в том числе организации дополнительного образования детей (кружки, секции и т.д.) являются субъектами профилактики детского и семейного неблагополучия, и должны взаимодействовать между собой в интересах ребенка. Краевой Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав разработаны и утверждены и нормативные документы, регламентирующие работу всех органов системы профилактики детского неблагополучия. Эти документы содержат пошаговые алгоритмы действий специалистов по разным ситуациям неблагополучия. Главная цель этой работы - помочь семье преодолеть трудную ситуацию, а в некоторых случаях защитить ребенка от неблагополучия (например, в случае выявления фактов жестокого обращения с ребенком).
3. По каким критериям детей относят к той или иной категории риска?
Категории детей (семей), в отношении которых выявлены факты детского и семейного неблагополучия определены Постановлением Правительства Пермского края от 26.11.2018 N 736-п "Об утверждении Порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции и внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 28 сентября 2016 г. N 846-п "Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения". В соответствии с указанным документом на ведомственный учет ставят детей, оказавшихся в наиболее сложных ситуациях:
Несовершеннолетний, в отношении которого выявлен суицидальный риск
Несовершеннолетний, совершивший попытку(и) суицида(ов)
Несовершеннолетний, испытывающий трудности в общении со сверстниками, часто находящийся в роли жертвы, подвергающийся психологической травле, конфликтующий со сверстниками, педагогами
Несовершеннолетний тайно или вопреки запрету законного представителя (родителя) оставил место проживания и отсутствовал более 6 часов в дневное время, более 3 часов в вечернее (ночное) время
Несовершеннолетний, испытывающий резкое ухудшение общего состояния здоровья, выражающееся в снижении веса, обморочных состояниях, изменении группы здоровья, связанном с ухудшением состояния здоровья, и другие
Беременная несовершеннолетняя, несовершеннолетняя мать
Несовершеннолетний, пропускающий занятия без уважительной причины
Несовершеннолетний, испытывающий трудности в освоении образовательной программы (не успевает по 30% и более предметов по итогам четверти), в том числе проявляющий ненадлежащее отношение к учебе, часто не выполняющий домашние задание и др.
Несовершеннолетний, в отношении которого вынесено дисциплинарное взыскание за неоднократное нарушение правил внутреннего распорядка образовательной организации
Несовершеннолетний, однократно совершивший административное правонарушение
Несовершеннолетний, состоящий в группах деструктивной, асоциальной направленности (которые пропагандируют употребление психоактивных веществ, совершение преступлений, правонарушений и др.), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Несовершеннолетний и родители, находящиеся в состоянии острого и (или) повторяющегося конфликта, острой кризисной ситуации в семье
Несовершеннолетний, у которого отсутствует необходимая одежда, соответствующая возрасту и сезону, отдельное место для занятий, сна и отдыха.
Семья, в которой зафиксированы случаи физического, психологического, иного насилия между родителями либо другими лицами, проживающими в одном жилом помещении с ребенком.
Семья, проживающая в неблагоприятных для несовершеннолетнего условиях (неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия)
Родители, совершающие антиобщественные действия, оказывающие негативное воздействие на детей
Родители, уклоняющиеся от контроля за поведением и успеваемостью ребенка
Родители, у которых отсутствует работа, имеющие низкий материальный достаток (ниже прожиточного минимума)
Родители или несовершеннолетний, у которых отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию на территории Российской Федерации
Родитель, у которого ранее зарегистрированы факты отказа от ребенка, факты лишения родительских прав, ограничения в родительских правах в отношении других детей
Ведомственный учет осуществляется в организации в зависимости от выявленной проблемы: в случае проблем, связанных с обучением или пропусками занятий учет осуществляется в образовательной организации, в случае проблем, связанных с резким ухудшением здоровья - в учреждении здравоохранения, в случае противоправного поведения ребенка - в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Важно понимать, что цель постановки ребенка или семьи на ведомственный учет - оказание помощи с целью выхода из трудной ситуации.
4. Могут ли задержать несовершеннолетнего ребенка, если он находится на улице после 22:00?
Законом Пермского края от 31.10.2011 N 844-ПК "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию" запрещено нахождение нахождения детей, не достигших 16 лет в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. Ночным временем признается время с 23 часов до 6 часов местного времени в период с 1 мая по 30 сентября включительно и с 22 часов до 6 часов местного времени в период с 1 октября по 30 апреля включительно. В случае, если сотрудники полиции не смогут связаться с родителями (законными представителями) ребенка, оказавшегося в общественном месте без сопровождения взрослых в ночное время, ребенок может быть доставлен в отделение полиции.
5. Может ли мать-одиночка усыновить ребенка?
Одинокий родитель может усыновить ребенка.
Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением предусмотренных законодательством случаев.
Не могут стать усыновителями:
1) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
2) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
3) лица, лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
4) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;
5) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
6) лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка;
7) лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают такие лица (за исключением отчима (мачехи) ребенка);
8) лица, не имеющие постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющим места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ;
9) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
10) лица из числа указанных в предыдущем пункте, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка;
11) лица, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным выше в п. 9;
12) лица, не прошедшие психолого-педагогической и правовой подготовки в соответствии с предусмотренным законом порядком (за исключением близких родственников ребенка, его отчима (мачехи), а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
13) лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.
При вынесении решения об усыновлении суд вправе отступить от положений, установленных п. п. 6 (в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений), 7 и 12, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств (п. 2 ст. 127 СК РФ).
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком по общему правилу должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена (п. 4 ст. 127, ст. 128 СК РФ).
Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. п. 2, 4, 5, 18 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235).
Не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).
6. Имеет ли учитель право выгонять провинившегося ученика с урока?
Учитель не имеет право выгонять провинившегося ребенка с урока, такие действия учителя являются прямым нарушением права на образование ребенка. Исчерпывающий перечень мер дисциплинарной ответственности содержится в статье 43 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
7. Можно ли ученику старших классов совмещать учебу в школе с временной работой?
Допускается поступление на работу несовершеннолетнего в возрасте с 14 лет для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вред здоровью, при соблюдении следующих условий: несовершеннолетний является учащимся; работа выполняется лишь в свободное от учебы время и не нарушает процесс обучения; получено согласие родителя (законного представителя) и органа опеки и попечительства (ст. 92, 94 Трудового кодекса РФ).
8. К кому можно обратиться с целью защиты от физического и психологического насилия?
С целью защиты от всех видов насилия необходимо как можно скорее обратиться в правоохранительные органы. Кроме того с информацией о фактах насилия можно обратиться в районную Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, к Уполномоченному по правам ребенка в Пермском крае.
С информацией о насилии в отношении ребенка можно обратиться:
- на телефон доверия Следственного управления Следственного комитета России по Пермскому краю 8 (342) 249-54-64
- на круглосуточную телефонную линию "Ребенок в опасности"
8 (342) 268-00-06
- телефон доверия ГУ МВД России по Пермскому краю 8 (342) 246-87-87
- круглосуточный детский телефон доверия 8-800-2000-122
9. Принимались ли в этом году законы, связанные с правами детей?
В 2019 году на федеральном и региональном уровне принимались законы, направленные на улучшение положения детей и семей с детьми. Например, в сентябре 2019 года депутаты Законодательного Собрания Пермского края во втором чтении одобрили проект закона, которым предлагается ограничить на территории Пермского края розничную продажу несовершеннолетним электронных систем доставки никотина и жидкостей для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновых. Кроме того, принят проект закона "О внесении изменений в Закон "Об административных правонарушениях". Законопроект устанавливает административную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним электронных систем доставки никотина, а также безникотиновых жидкостей для таких электронных систем. Размер административного штрафа для граждан составит - от трех до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей и для юридических лиц - от пятидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Рассматривать такие административные дела будут мировые судьи.
10. По вопросу обоснованности постановки несовершеннолетнего Ч. в группу риска социально опасного положения в образовательной организации сообщаю следующее.
Сделать выводы об обоснованности или необоснованности решения, принятого образовательной организацией о постановке ребенка на ведомственный учет без проведения проверки не представляется возможным. Из информации, изложенной в вопросе следует, что никаких действий в отношении ребенка и семьи в период нахождения в "группе риска" не производилось, соответственно говорить о нарушении прав мы не можем. Как указала заявитель, после ее обращения в орган управления образованием ребенок был снят с ведомственного учета. Таким образом, вопрос был урегулирован в административном порядке.
Обращаю внимание на то, что постановка в группу риска не является репрессивной мерой. Цель постановки на ведомственный учет - оказание помощи ребенку и семье в трудной ситуации. Вместе с тем, специалисты, ответственные за принятие решения о постановке на учет в "группу риска" должны крайне внимательно оценивать каждую ситуацию, избегать необоснованного вмешательства и "гипердиагностики" проблем в семье. В тех случаях, когда постановка на ведомственный учет необходима, должны приниматься действенные меры для оказания помощи, формальная постановка на учет недопустима.
В настоящее время органы субъекты профилактики детского неблагополучия при решении вопроса о постановке семьи или ребенка в группу риска социально - опасного положения руководствуются Постановлением Правительства Пермского края от 26.11.2018 N 736-п "Об утверждении Порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции и внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 28 сентября 2016 г. N 846-п "Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения".