Защита прав потребителей. Комментарии специалистов

Актуальные вопросы и ответы

Одной из наиболее распространенных проблем в сфере защиты прав потребителей является качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг.

Статья 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) качество услуги определяет как ее соответствие обычно предъявляемым требованиям и пригодность для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Доказать качество оказанной услуги зачастую бывает не просто, особенно когда дело касается оказания коммунальных услуг. Все коммунальные услуги должны предоставляться бесперебойно, или же перерыв в их предоставлении не должен быть свыше установленного законом. Каждый отдельный вид услуги должен соответствовать своим критериям качества: холодное, горячее водоснабжение и газоснабжение - состав и свойства, давление; горячее водоснабжение и отопление - давление и температура; электроснабжение - напряжение и частота электрического тока.

Ответственность исполнителя (ресурсоснабжающей организации) за нарушение качества коммунальной услуги заключается в следующем: исполнитель обязан произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, потребитель же в свою очередь вправе требовать уплаты неустойки. Размер неустойки определяется в соответствии с законодательством о защите прав потребителя. Согласно Закону о защите прав потребителей, в случае, когда требование о выплате неустойки не исполнено добровольно, суд взыскивает с исполнителя штраф в размере пятидесяти процентов от общей суммы, которая присуждена судом в пользу потребителя. При этом следует учитывать, что основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги являлся лишь акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Указанный акт рекомендуется составлять с привлечением представителей управляющей организации или ТСЖ, представителей Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края и других незаинтересованных лиц (соседей).


По вопросам защиты прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг) можно проконсультироваться в ГКУ "Госюрбюро Пермского края".

Кроме того, по вопросам защиты прав потребителей можно проконсультироваться в Управлении Роспотребнадзора по Пермскому края (г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 50), в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" (г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 50, тел. (342) 236-48-77, г. Пермь, ул. Сысольская, 4, тел. 294-12-37, г. Пермь, ул. Мира, 66г, тел. 221-76-36, г. Березники, пер. Северный, 13, тел. (34242) 6-55-66, г. Соликамск, ул. Кирова, 1, тел. (34253) 4-21-54, г. Кудымкар, ул. Яковкина, 8, тел. (34260) 4-33-55; 4-53-43, г. Чайковский, ул. Мира, 1/1, тел. (34241) 3-27-20, г. Чусовой, ул. Сивкова, 5, тел. (34256) 44375), в общественных организациях, занимающихся защитой прав потребителей, например в Пермском региональном отделении "Объединение потребителей России".