Какие существуют органы защиты среднего и малого бизнеса? Каковы тенденции развития предпринимательства? Как наладить диалог между властью и бизнесом? На эти и многие другие вопросы постарались ответить участники круглого стола «Системные проблемы предпринимательства Пермского края и пути их решения». Мероприятие прошло 29.01.2014, в нем приняли участие более двух десятков пермских коммерсантов. Модератором круглого стола стал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеслав Белов. Перед обсуждением бизнес-проблем пермский омбудсмен выступил с докладом об итогах работы нового института государственной защиты прав предпринимателей. Большинство жалоб, адресованных бизнес-омбудсмену за 2013 год, поступило от предпринимателей, которые не являются членами общественных организаций. – У них нет никакой поддержки или сильной юридической защиты, поэтому они обращаются ко мне. Например, две женщины, которые владеют небольшим магазином. К ним приходят с проверкой по поводу авторских прав – соблюдают ли они авторское законодательство, когда продают наклейки с картинками из мультфильмов? Ответить им нечего, и все заканчивается судом и штрафами по 400 тысяч рублей каждой, совершенно для них непосильными. К кому им в таком случае идти? – рассказал Вячеслав Белов. Одно из важных направлений деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей – это медиация. Однако в этом случае омбудсмен может только помочь достичь примирения, так как заставить равных контрагентов принять какое-то решение он не в праве. – Есть категория предпринимателей, которые приходят ко мне без конкретной проблемы, а с вопросом: «А чем вы можете мне помочь?». Есть и такие, кто надеется решить свои проблемы не по закону, а так, как хочет,– поделился Вячеслав Белов. – Многие обращаются с вопросами о программе поддержки малого бизнеса. По словам Уполномоченного по защите прав предпринимателей, поддержка предпринимателей – это общероссийский тренд, и одна из его проблем – отсутствие системности. Каждый год вид субсидий меняется, и владельцы малого и среднего бизнеса не всегда вовремя узнают об изменениях. Собравшиеся пришли к выводу, что программа поддержки малого и среднего бизнеса нуждается в серьезной доработке. Кроме вопросов и предложений, связанных с программой, пристальное внимание участники круглого стола уделили проблеме рекламы. По словам предпринимателей, эта проблема вызывает огромное количество споров: с одной стороны, по Закону о рекламе вывеска является рекламой, а это значит, что за нее нужно платить немалые деньги. С другой стороны, согласно Закону о защите прав потребителей, вывеска для любого предприятия обязательна. О серьезной законодательной проблеме заявил председатель Пермского краевого регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Теплов. По его словам, параметры, по которым бизнес определяется как малый или средний, слишком узки. Законодательство в сфере бизнеса близко к советскому, которое было рассчитано на крупные предприятия, где задействованы сотни человек. Необходима четкая дифференциация крупного, малого и среднего бизнеса. Штатный эколог, медик или трудновыполнимые пожарные требования – для среднего и малого бизнеса это непосильные затраты. Все выявленные в ходе круглого стола проблемы Вячеслав Белов представит в докладе федеральному Уполномоченному по правам предпринимателей. На 2014 год в планах у пермского бизнес-омбудсмена – создать экспертное сообщество и общественный совет для более качественной работы и защиты бизнеса и результативного диалога власти с предпринимателями. Лада Сардак Первый пермский правовой портал Материалы по теме