В марте исполнилось ровно три года с момента вступления в силу Федерального закона «О полиции». По задумке вносимые документом поправки должны были содержать ряд новых принципиальных положений, ориентированных на защиту личности, общества и государства, и соответствовать международным рекомендациям, касающимся деятельности полиции. Что же получилось на практике? Одним из ключевых постулатов нового закона было усиление социального контроля за деятельностью полиции. – Это прослеживается в закреплении таких концептуально новых для системы органов внутренних дел принципов деятельности полиции, как открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество. Общественное мнение теперь является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, – пояснила и.о. начальника отдела информации и информационных связей Татьяна Авдюкова. Норма открытости деятельности полиции закреплена в ст. 8 Закона о полиции. Документом закрепляется обязанность полиции регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. – Открытость и доступность становится стратегической линией развития нашего управления. Мы всегда готовы к диалогу и с журналистами, и с представителями общественных организаций, и с гражданами. Не утаиваем информацию, напротив, зачастую стараемся действовать на опережение – лучше сразу выразить официальную позицию, чем потом опровергать какие-то нелепые слухи и домыслы, – уверена Татьяна Авдюкова. Еще одним важным пунктом закона стала работа над улучшением имиджа сотрудников правоохранительных органов. Учитывая содержание ст. 9, полиция должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, а действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными. При этом новый закон реализовывался в русле гуманизации защиты прав человека и гражданина, а потому ч. 3 Закона о полиции регламентирует поведение сотрудников полиции в случае нарушения ими прав и свобод граждан – они обязаны в пределах своих полномочий попытаться восстановить эти права. Среди обязательных условий – регулярный мониторинг общественного мнения о работе сотрудников правоохранительных органов и образование общественных советов, которые должны координировать действия полиции в соответствии с интересами общества. В ГУ МВД России по Пермскому краю отмечают, что изменение стереотипов, сложившихся за последние десятилетия в сознании граждан по отношению к сотрудникам правопорядка, – это долгий и болезненный процесс. Однако результат уже есть. – В прошлом году был проведен общероссийский опрос общественного мнения. По его результатам 44% жителей Пермского края считают деятельность полиции эффективной, доверие к органам внутренних дел выразили 66% респондентов, – поделилась Татьяна Авдюкова. Изменения в работе полицейских произошли не только на внешнем, но и на организационно-структурном уровне. – На уровне закона определено, что в отличие от милиции, которая представляла собой систему государственных органов исполнительной власти, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, – заметила Татьяна Авдюкова. Отличительной особенностью современной системы МВД России в части ее структурного построения является то, что системообразующие звенья в регионах и муниципальных образованиях впервые нормативно обозначены как территориальные органы МВД России. Данное структурное построение по задумке обеспечивает целостность МВД России. При этом в новой полиции должны служить соответствующие сотрудники – профессиональные, добросовестные и компетентные. Для этого три года назад была проведена внеочередная аттестация, которая определила наиболее высококвалифицированный кадровый состав полиции. Согласно приказу была ужесточена служебная дисциплина, приняты новые механизмы деятельности. К ним относятся обязательность служебных отношений на контрактной основе, конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей. Впервые на законодательном уровне для системы МВД России установлен такой институт, как ротация ряда руководителей по истечении шести лет пребывания в замещаемой должности, порядок урегулирования конфликта интересов, антикоррупционные и другие правовые механизмы. Стоит отметить, что общая направленность государственной политики в антикоррупционном русле отразилась также и на реформировании МВД. На сотрудников, государственных гражданских служащих, а в последующем и на работников системы МВД России была возложена обязанность представлять сведения о своем имуществе и имуществе членов своей семьи. Установлены механизмы контроля достоверности представления обозначенных сведений. При этом непредставление сотрудником этих данных по новому закону является грубым нарушением служебной дисциплины. Закон о полиции обеспечил российских полицейских не только новыми обязанностями, но и пакетом социальных гарантий, что должно было способствовать повышению престижа профессии правоохранителя. Однако и поступить на службу в полицию сегодня стало гораздо сложнее, чем раньше. Так, все кандидаты должны пройти медицинское обследование, испытания по физической подготовке, психофизиологические исследования, а также тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость. Повысились требования и к образовательному уровню новых сотрудников. При этом кандидат должен являться гражданином Российской Федерации и не иметь вида на жительство или гражданства иностранного государства. А для граждан, в отношении которых возбуждались уголовные дела по нереабилитирующим основаниям, неоднократно в течение года подвергавшихся в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленных административных правонарушений, и всех несогласных соблюдать ограничения и запреты, установленные для сотрудников полиции, путь в правоохранительные органы закрыт. У следователей, дознавателей, сотрудников оперативных служб, инспекторов ГИБДД процедура отбора на должность еще сложнее: они должны в обязательном порядке пройти проверку с использованием полиграфа. Ужесточение требований к сотрудникам полиции подтверждает статистика: из 3,4 тыс. кандидатов в 2013 г. трудоустроились в пермские правоохранительные органы только чуть более тысячи. Большинству было отказано по результатам психодиагностического исследования, порядка трехсот человек подвело здоровье, 174 получили отказ из-за компрометирующих материалов, еще 117 кандидатов не справились с физической подготовкой. Несмотря на серьезное сокращение штата полицейских, в ГУ МВД России по Пермскому краю уверяют, что это не повлияло на уровень преступности в регионе. – С 2010 г. уровень зарегистрированных преступлений на 10 тыс. населения сократился на 20,9 % – с 271,9 до 215,1. Количество совершенных преступлений также снизилось – с 73,4 тыс. до 56, 7 тыс., – отметила и.о. начальника отдела информации и информационных связей Татьяна Авдюкова. Показатели эффективности деятельности пермского ГУ МВД и изменение общественного мнения о полиции в лучшую сторону говорят о том, что Закон о полиции оправдал часть возложенных на него задач. И несмотря на критику, сотрудники правоохранительных органов сумели подстроиться под введенные изменения и кардинально поменять методы осуществления своей деятельности начиная с дисциплины и заканчивая открытостью перед СМИ. Екатерина Корнева Первый пермский правовой портал Материалы по теме