В последнее время наблюдается рост числа обращений граждан в органы прокуратуры, в которых граждане выражают недовольство по поводу строительства торговых объектов вблизи их места жительства, реконструкции встроенных в многоквартирные дома помещений, сноса соседями несущих стен и т.д. Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство. Согласно указанной норме лицо, занимающееся строительством, реконструкцией объекта капитального строительства без соответствующего разрешения, может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа: граждане – в размере от двух до пяти тысяч рублей; должностные лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати до пятидесяти тысяч рублей; юридические лица – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Кроме того, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в исключительных случаях предусмотрена ответственность в виде приостановления их деятельности на срок до девяноста суток. К административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ может быть привлечен как застройщик, т.е лицо, непосредственно выполняющее работы (подрядчик и субподрядчик), так и заказчик указанных работ, так как в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство. Подрядчик же в свою очередь обязан удостовериться, что у заказчика имеется соответствующее разрешение на строительство либо реконструкцию объекта капитального строительства. Статья 1 Градостроительного кодекса РФ содержит определения понятий строительства и реконструкции. Так, строительство – это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Под реконструкцией объекта капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства и его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Указанное определение не распространяется на линейные объекты. Однако получение разрешения необходимо далеко не во всех случаях. Необходимо учитывать, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объект, строительство которого не завершено (объект незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Следовательно, не требуется получение разрешения на строительство при возведении таких временных построек, как киоски, навесы, сараи и т.д. Кроме этого, пункт 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ включает и иные случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство: строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, а также изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такое изменение не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Необходимо учитывать, что законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные случаи, в которых не требуется получение разрешения на строительство. Так, например, в Законе Пермского края от 14.09.2011 № 805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае» установлено, что выдача разрешений на строительство не требуется в случаях строительства, реконструкции в границах населенного пункта сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения), до точки подключения к системам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.; подъездов к автомобильным дорогам общего пользования, съездов с автомобильных дорог общего пользования; строительства, реконструкции элементов благоустройства, в том числе внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, детских площадок, ограждений, открытых плоскостных спортивных сооружений, остановочных пунктов общественного транспорта, малых архитектурных форм, элементов оборудования мест отдыха и озеленения; реконструкции здания в пределах земельного участка, предоставленного для размещения здания, путем устройства пандусов для маломобильных групп населения, крылец, входных групп для входа в помещения первых этажей. Таким образом, законодателем четко определен перечень объектов, не требующих получения разрешения на строительство либо реконструкцию. Помимо строительства и реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство часто встречается такое нарушение, как эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию. В данном случае ответственность наступает за эксплуатацию, т.е. за использование по назначению, объекта капитального строительства при отсутствии разрешения на ввод его в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или (в случае строительства, реконструкции линейного объекта) проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. За получением указанного разрешения застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Эксплуатация объекта капитального строительства возможна только после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. За невыполнение указанного требования установлена административная ответственность в виде штрафа: для граждан – в размере от пятисот рублей до одной тысячи рублей; для должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; для юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Источник: Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Пермской краевой прокуратуры Материалы по теме