Раздел II: «Конституционное, административное и финансовое право» Депутатское расследование – одна из форм парламентского контроля в субъекте Российской Федерации. Депутатское расследование может быть определено как деятельность специально созданной депутатской комиссии для выяснения фактов и обстоятельств, представляющих большую общественную значимость для населения субъекта Российской Федерации и носящих негативный характер, а также для выяснения причин и условий их возникновения. Являясь элементом сдержек и противовесов, депутатское расследование направлено на недопущение произвола исполнительной власти. Однако эффективному использованию депутатских расследований препятствует ряд факторов. Во-первых, усилившееся влияние политических партий на разные ветви власти влечет недейственность традиционных контрольных механизмов1. Особенно ярко влияние политических партий проявляется в условиях, когда парламентское большинство и высшее должностное лицо являются членами или сторонниками одной и той же партии. Парламентское большинство может препятствовать инициативе малочисленных депутатских объединений. В такой ситуации интерес большинства населения субъекта федерации фактически может быть представлен парламентским меньшинством. Решением проблемы может послужить предоставление возможности парламентскому меньшинству инициирования депутатского расследования без одобрения большинством депутатов. Во-вторых, реализация принципа разделения властей на уровне субъектов осуществляется в условиях сильной зависимости от федерального центра. Указанное обусловлено во многом процедурой наделения полномочиями высших должностных лиц, которая предусматривает весьма ограниченные возможности регионального парламента для несогласия с предложенными федеральной властью кандидатурами. Оставаясь единственным органом региональной власти, избираемым непосредственно населением субъекта Российской Федерации, законодательный орган субъекта должен обладать широкими контрольными полномочиями. Достижению эффективности депутатских расследований как формы парламентского контроля может послужить конкретизация перечня полномочий членов комиссии депутатского расследования, путем закрепления их прав и корреспондирующих им обязанностей проверяемых должностных лиц, лиц привлекаемых к проведению проверки. В-третьих, так как для проведения расследования члены комиссии – депутаты законодательного органа привлекают сотрудников аппарата законодательного органа, беспристрастность привлеченных государственных служащих является необходимым условием достижения цели объективности депутатского расследования. Предоставление последним специальных правовых и материальных гарантий может послужить достижению указанной цели. В-четвертых, в ходе проведения депутатского расследования члены комиссии могут встретиться с обстоятельствами, для оценки и анализа которых требуются специальные знания. В связи с этим целесообразным представляется определить процедуру привлечения авторитетных экспертов в отдельных областях знаний для ответа на вопросы, возникающие в ходе депутатского расследования. В-пятых, необходимо отметить, что в субъектах РФ, образованных путем объединения края или области с автономным округом, помимо названных проблем нередко не обеспечивается должный учет интересов населения округа при расследовании обстоятельств, так или иначе связанных с жизнедеятельностью округа. Представляется, что проблема может быть решена путем введения правила об обязательном включении депутатов, избранных населением округа, в состав комиссии депутатского расследования, в случае, если в предмет расследования входят вопросы, затрагивающие интересы населения округа. Наконец, фактором, препятствующим достижению целей депутатских расследований, является отсутствие механизма обязательного информирования населения субъекта об итогах депутатского расследования. Публикация результатов депутатского расследования, содержащих сведения о неэффективном исполнении полномочий тем или иным должностным лицом, влечет вероятность отставки такого должностного лица. В связи с этим доведение результатов депутатского расследования до сведения населения является специфической формой политической ответственности. Представляется целесообразным закрепить обязательное опубликование сведений о фактах, установленных комиссией в ходе проведенного депутатского расследования, оставляя право давать оценку тем или иным событиям, решать вопрос о принятии тех или иных нормативных актов, направленных на устранение последствий негативных событий и формулирование соответствующих рекомендаций законодательному органу в целом. Литература: 1. Блажич Н.И. Модели разделения властей в правовом государстве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004. © Осетров С.С., 2012 Осетров С.С., аспирант, научный руководитель: д.ю.н., профессор Кочев В.А., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме