Не вызывает сомнения, что в жизни ребенка важное место занимает дошкольное образовательное учреждение, которое способствует его полному и гармоничному развитию, формирует предпосылки для его дальнейшей деятельности во всех сферах общества. Вместе с тем родители ребенка могут столкнуться с принуждением со стороны администраций дошкольных учреждений к внесению так называемых вступительных взносов при приеме детей в детские сады, добровольных пожертвований на различные нужды учреждений, в том числе финансируемые из бюджета. Несмотря на то, что действия администраций дошкольных образовательных учреждений, понуждающих родителей воспитанников вносить добровольные пожертвования в денежном выражении либо в виде выполнения каких-либо работ, приобретения какого-либо имущества для осуществления образовательного и воспитательного процесса данным учреждением, недопустимы и противоречат действующему законодательству. Следует учитывать, что муниципальные дошкольные учреждения финансируются за счет муниципального бюджета, из которого должны обеспечиваться все расходы детского сада, как текущие, так и капитальные. В соответствии со ст. 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (далее – Закон «Об образовании) учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка в указанных учреждениях. При этом размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может превышать 20% затрат на содержание ребенка, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10%. Таким образом, внося плату за посещение ребенком детского сада, родители уже оплачивают затраты на ремонт, на игрушки, на канцелярские товары и на другие цели. Однако на практике может сложиться ситуация, когда персонал детского сада «неофициально» сообщает родителям, что нужно сдавать деньги на содержание, ремонт детского сада или иные нужды учреждения. Чтобы прикрыть незаконные действия, решения о внесении пожертвований и сумма взносов могут фиксироваться в протоколах родительских собраний либо решений, принятых родительским комитетом. Вместе с тем важно помнить, что решения родительского комитета не являются обязательными и никто не может заставить родителей вносить указанные средства. Действующее законодательство не запрещает дошкольным образовательным учреждениям привлекать дополнительные денежные средства. В соответствии со ст. 41 Закона «Об образовании» образовательное учреждение (в том числе и дошкольное) вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных уставом детского сада, услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов. Однако внесение денежных средств (пожертвований) родителями воспитанников осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения. Таким образом, следует учитывать, что перевод денежных средств «из рук в руки» является незаконным. С целью пресечения незаконных действий недобросовестных сотрудников детских садов родителям воспитанников, которых принуждают вносить обязательные платежи либо выполнять работы, оказывать иные услуги в интересах учреждения, необходимо сообщать об этом в правоохранительные органы. Источник: Прокуратура Пермского края Материалы по теме