В случае возникновения спора с таможенными органами совсем не обязательно обращаться в суд.
См. материалы по теме
Законодательство сегодня предусматривает альтернативу судебным спорам – ведомственное обжалование. Каждый участник ВЭД, усомнившийся в правомерности решения таможни, вправе оспорить его в вышестоящем таможенном органе. Для Пермской таможни такой инстанцией является Приволжское таможенное управление (603022, г. Нижний Новгород, ул. Пушкина, д. 8).
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определяется главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В сравнении с судебным разбирательством ведомственное обжалование имеет определенные преимущества:
- госпошлина при подаче жалобы не уплачивается;
- решение по жалобе принимается в течение месяца (в исключительных случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц), вступает в законную силу немедленно и подлежит обязательному исполнению нижестоящим таможенным органом. Если судом выносится решение не в пользу таможенного органа, такое решение таможенным органом обжалуется, в связи с чем судебные разбирательства затягиваются;
- личное участие лица, подавшего жалобу, в процессе рассмотрения жалобы не требуется;
- в подтверждение доводов жалобы необязательно представлять документы, в то время как при обращении в суд истец обязан представить все документы, подтверждающие указанные в исковом заявлении доводы.
В жалобе необходимо указать:
- фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;
- наименование таможенного органа, решение, действие, бездействие которого обжалуются;
- номер, дату, наименование обжалуемого решения либо кратко изложить, в чем именно заключается обжалуемое действие (бездействие).
Основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу предусмотрены статьей 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Среди них – случаи, когда не соблюдены сроки обжалования, а также ситуации, когда лицо уже обратилось в суд с аналогичной жалобой и жалоба уже принята к рассмотрению, и ряд других.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом таможенного органа, может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган, вышестоящему должностному лицу таможенного органа либо в суд.
Для таможенных органов Приволжского региона вышестоящим таможенным органом, рассматривающим жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, является Приволжская оперативная таможня (603155, г. Нижний Новгород, ул. Б. Печорская, 43).
Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении установлен статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ведомственный контроль деятельности таможенных органов
Ведомственный контроль – еще один способ повышения правомерности решений, принимаемых таможенным органом. Его принципиальное отличие от ведомственного обжалования заключается в инициаторе: контроль инициирует таможенный орган, обжалование – участник ВЭД. То есть сама таможня (или Приволжское таможенное управление) вправе подвергнуть сомнению решение нижестоящего таможенного органа или его должностного лица.
С точки зрения законодательства, ведомственный контроль – это деятельность таможенных органов, направленная на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) при реализации ими задач и функций в области таможенного дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
По результатам ведомственного контроля должностное лицо вышестоящего таможенного органа на основании статьи 24 Федерального закона принимает решение:
- об отмене (изменении) не соответствующего требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа в области таможенного дела;
- об отмене (изменении) не соответствующего требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, вынесенного в порядке ведомственного контроля;
- о признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела утверждены распоряжением ФТС России от 12.07.2011 № 118-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела».
Статистика по ведомственному контролю за первое полугодие 2012 года свидетельствует о том, что количество решений, отмененных таможней в таком порядке, сопоставимо с количеством заявлений и жалоб, которые суд принял к рассмотрению (напомним, из 96 дел в 83 случаях суд признал правоту требований таможенного органа). То есть ведомственный контроль – вполне действенный механизм урегулирования споров без привлечения суда.
Так, в порядке ведомственного контроля Пермская таможня отменила 80 решений таможенных постов в области таможенного дела, не соответствующих таможенному законодательству. Половина (39) из них связана с начислением таможенных платежей. На втором месте – решения по классификационному коду товара в соответствии с ТН ВЭД (29), на третьем и четвертом – решения по таможенной стоимости товара (8) и решения по регистрации таможенной декларации и выпуску товара (4).
В заключение отметим, что декларанты в целом доверяют решениям таможни. Опрос участников ВЭД зоны деятельности Пермской таможни, проведенный в третьем квартале 2012 года, показал, что почти 90% декларантов в случае возникновения каких-либо противоречий в первую очередь за «правдой» обратятся в таможню (или в Приволжское таможенное управление). Таким образом, 9 из 10 декларантов уверены в том, что вышестоящий таможенный орган объективно разберется в конфликтной ситуации.
Источник: Федеральная таможенная служба
, Приволжское таможенное управление, Пермская таможня
Материалы по теме