Принятие Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ноябрь 2009 г.) стало шагом к обязательному всеобщему переходу на режим экономии. Присвоение классов энергоэффективности Закон призван урегулировать правоотношения по двум основным направлениям: это, во-первых, отношения по энергосбережению и, во-вторых, отношения по повышению энергетической эффективности. Одним из важнейших вопросов, урегулированных законом, является достижение максимальной экономии потребляемых энергетических ресурсов такой группой потребителей, как учреждения и организации бюджетной сферы, а также жилищным сектором. По подсчетам специалистов, в Пермском крае на долю населения приходится около 7,6% потребления всех ресурсов (по данным 2008 года). Согласно статье 12 Закона N 261-ФЗ экономия в домах будет достигаться по нескольким направлениям. Первое – это присвоение каждому многоквартирному дому определенного класса энергоэффективности в соответствии с «Правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», утвержденными Приказом Минрегиона РФ от 08.04.2011 N 161. С 2012 года начнется техническое освидетельствование жилых домов на предмет определения класса их энергетической эффективности. Присвоение классов будет зависеть от результатов оценки архитектурных, инженерно-технических и иных решений, реализованных в здании, от установленных показателей ежегодного расхода энергетических ресурсов, а также величины отклонения фактического объема расхода энергетических ресурсов к показателю энергоэффективности, установленному в соответствии с требованиями энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. По итогам сопоставления полученной величины отклонения определяется класс энергоэффективности. Расширенная градация При этом для новых и реконструируемых зданий предусмотрена более широкая градация, чем для уже существующих зданий. Последним отводятся два класса энергоэффективности – низкий и пониженный. Следующие классы, присваиваемые новым и реконструируемым зданиям, представляют собой нормальный, высокий, повышенный и наивысший. Соответствующие указатели должны быть вывешены на фасадах домов с латинским обозначением. Надо полагать, что квартиры в домах с низким уровнем энергоэффективности будут обходиться собственникам дороже и, скорее всего, стоить такая недвижимость будет дешевле. Перечень мероприятий по энергосбережению Следующим направлением к приведению к энергоэффективному использованию жилищного сектора явилось установление перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данный перечень мероприятий согласно закону утверждается исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Реализуя данную норму, Правительство Пермского края Постановлением от 15.04.2011 N 195-р установило вышеуказанный перечень мероприятий. Согласно данному перечню ежегодно должны производиться промывка трубопроводов и стояков систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, а также заделка, уплотнение и утепление входных и тамбурных дверных блоков, обеспечение автоматического закрывания дверей. Единовременно должны быть реализованы такие мероприятия, как установка коллективных приборов учета тепловой энергии, учета горячей и холодной воды, электроэнергии, замена ламп накаливания на энергосберегающие, установка в местах общего пользования автоматического управления системой освещения и ряд других мероприятий. Срок, в течение которого должны быть реализованы данные мероприятия, не установлен. Остальные мероприятия должны производиться постоянно, по мере необходимости. Отталкиваясь от нормы статьи 39 Жилищного кодекса, согласно которой бремя расходов на содержание общего имущества лежит на плечах собственников помещений в многоквартирном доме, закон также отнес расходы по приведению в соответствие с установленными требованиями по энергосбережению и энергоэффективности на тех же самых собственников. Несколько иная ситуация с нанимателями жилых помещений по договору социального найма. Судебная практика Как показывает судебная практика, имеется ряд спорных моментов, по которым необходимо дополнительное законодательное регулирование. Так, в Пермском краевом суде было рассмотрено дело по кассационной жалобе администрации Гремячинского городского поселения на решение Гремячинского городского суда от 17.01.2011. Судом было постановлено, что квартира и приборы учета, относящиеся к жилому помещению, согласно выписке из муниципального реестра являются собственностью муниципалитета, следовательно, обязанность по замене неисправного электросчетчика лежит на муниципальном органе. Краевой суд оставил решение городского суда без изменения, обосновав свою позицию тем, что согласно статье 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а статья 65 Жилищного кодекса, в свою очередь, указывает на обязанность наймодателя обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг надлежащего качества. В защиту прав собственников жилых помещений Законом N 261-ФЗ в целях снижения расходов на оборудование домов энергосберегающими системами установлено их правомочие требовать от ответственного за содержание дома лица (управляющей организации, ТСЖ, ЖК и т.п.) осуществления таких действий, которые должны снизить объем потребляемых данным домом ресурсов. Энергосервисный договор Помимо этих действий ответственное лицо должно заключить энергосервисный договор или контракт, который также призван обеспечить снижение количества используемых домом энергоресурсов. Кроме того, ответственному за содержание жилого дома вменяется обязанность доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия, а в отопительный период регулировать подачу тепла в целях его сбережения. Необходимо также отметить обязанность энергоснабжающих организаций предлагать свой перечень мер, проведение которых в большей степени будет способствовать энергосбережению поставляемых энергетических ресурсов. При этом предлагаемый перечень не носит для собственников помещений обязательный характер. Указано, что отдельные мероприятия данного перечня могут проводиться за счет средств, учитываемых при установлении тарифов на товар либо услугу. То есть законом отведено право ресурсоснабжающих организаций самостоятельно включать в стоимость тарифа за поставляемые ресурсы, цену на реализацию мероприятий, которые, по их мнению, должны привести к наибольшему энергосбережению. Либо расходы на реализацию данных мероприятий могут быть включены в энергосервисный договор. Здесь следует немного отступить и раскрыть понятие энергосервисного контракта. Данный договор предусматривает заключение соглашения между потребителем и энергосервисной компанией, которая будет осуществлять действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов заказчиком. Обязательными условиями, содержащимися в данном договоре, являются: