Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства: ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Статья 20 «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» развивает и конкретизирует данный институт, заложенный еще старыми Основами. Принципиальным отличием новых Основ является обязательное требование письменной формы не только на «отказ», но и на «согласие» (ч. 7 ст. 20). Вместе с тем в ч. 8 ст. 20 новых Основ указано, что форма согласия и форма отказа утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем возникает очередная двойственность в трактовке правовых ситуаций, заложенных в принятом законодательном акте. С одной стороны, закон отсылает к утверждаемой Минздравом форме согласия и отказа, однако до настоящего времени официально утвержденной формы нет (имеются лишь официальная «форма согласия» для медицинских учреждений системы ФМБА России и пара рекомендательных форм для проведения прививок). Поэтому в отсутствие официально утвержденного «согласия» и «отказа» данное требование закона, формально говоря, можно и не соблюдать, поскольку все самодельные бланки согласия и отказа являются формами, не предусмотренными Законом. С другой стороны, лечебные учреждения, оказывая медицинскую помощь без письменного согласия, начиная с 01.01.2012 г. в любом случае будут признаны виноватыми в нарушении прав пациента на информированное согласие. Каким именно образом поступать врачам до момента официального утверждения этих форм, ни новые, ни старые Основы не указывают. На наш взгляд, несмотря на отсутствие утвержденных Минздравом форм (что будет продолжаться неопределенно долгое время), следует применять самостоятельно разработанные бланки, максимально приближенные к требованиям Закона, а именно, с обязательным указанием в них на то, что пациент проинформирован, как минимум, о шести обстоятельствах, прямо предусмотренных ч. 1 ст. 20, а именно: