Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 24
  • +7 (342) 212-12-61
  • info@pravovsem59.ru

Информационная функция правового государства: теоретико-правовой аспект



БРОШЮРЫ И ПАМЯТКИ

[caption id="attachment_27415" align="alignnone" width="180" caption="Дискуссии об информационной функции государства продолжаются"]Дискуссии об информационной функции государства продолжаются[/caption]   Раздел I: «Теория и история государства и права» Нельзя не признать, что в настоящее время государственное управление достигло некой точки бифуркации или кризиса на фоне стремительно нарастающей глобализации и информационной революции. Для разрешения различных кризисов правовое государство использует свои функции, которые связаны с объективными потребностями общества и устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. Информационная функция – основное направление деятельности правового государства по обеспечению свободы информации и её равную доступность каждому, по развитию демократически организованных информационных институтов, сообщающих гражданам общественно-политические знания и объективно освещающих политические события. Следует отметить, что ещё в 1983 году А.П. Суханов в свое книге обращается к определению понятия информации, которое появляется в Большой Советской Энциклопедии к 1958 году благодаря академику А.Н. Колмогорову, и уже к тому времени А.П. Суханов даёт оценку влияния буржуазного телевидения на сознание зрителей: «СМИ и пропаганды становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Мы уже не можем и дня прожить без того, чтобы не прочитать газеты, не послушать радио, не посмотреть телепередачи. На занятия, связанные с потреблением такого рода информации, как показывают социальные исследования, отводится всё больше свободного времени»1. В 1995 году И.Л. Бачило, А.В. Волоткин, В.А. Копылов, Б.В.Кристальный, А.П. Курило публикуют статью «О проблемах законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности», посвящённую проблемам законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности, в которой говорится, что ни сегодня, ни ранее не уделялось должного внимания правовому регулированию в информационной сфере: «Главная задача формирования рассматриваемого законодательства – обеспечение наиболее полного и эффективного регулирования  общественных отношений данной сферы, то есть создание такой нормативной основы, при которой не останется пробелов и допускается чрезмерного дублирования норм в актах, а нормы являются конкретными и работающими»2. Вместе с необходимостью усовершенствования законодательства сферы информации, информатизации и информационной безопасности, выделяется направление деятельности государства по созданию условий действенного и оперативного информационного обслуживания общества, государства, граждан, и иных субъектов информационных отношений, которое и образует самостоятельную функцию – информационную функцию государства. В 1993 году в статьях 24 и 29 конституционно закреплён такой феномен, как «информация». И только 22 февраля 1995 года вступил в действие Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»3, который и определил понятие информации, её виды, принципы правового регулирования в информационной сфере, доступ граждан к информации и другое. Как свидетельствуют источники, до сих пор учёные не пришли к единому мнению в отношении направления деятельности государства по развитию информационного пространства, обеспечению информационной безопасности и осуществлению международного обмена информационными ресурсами, и более того,  на данный момент, мы не можем говорить о наличии единого определения информационной функции, её месте  в государственном механизме и политической системе общества. В 2000 году А.Б. Венгеров  выделил информационную функцию государства, «которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации», и расширил ее до информационного обслуживания (библиотечного, справочного, кодификационного)4. Необходимость разработки информационной функции отмечала Э.В. Талапина: «Информационная функция государства, осуществляемая разнообразными его органами, имеет важное значение в реальной их деятельности, однако отсутствие глубокой теоретической проработки приводит к весьма вялому отражению в законодательстве разнообразных аспектов информационной функции»5. В рассматриваемом определении информационной функции, на наш взгляд, присутствует некая неоднозначность, так как понятие информационной сферы включает в себя несколько направлений, таких как: правовое регулирование информации, формирование информационных ресурсов, развитие материально-технических связей, создание и применение информационных систем, лицензирование и другое, что не позволяет дать конкретного и точного определения информационной функции. Доктор политических наук И.Василенко предлагала разработать новую парадигму государственного управления адекватную научным проблемами и требованиям эпохи, которой является информационная парадигма: «Современное государство должно быть организовано по модели живого организма, где знания и информация становятся ведущими факторами развития»6. Формулировка информационной функции правового государства позволяет конструировать новые категории в теории государства и права, например: информационное обслуживание граждан органами государства, о котором лишь упоминали А.Б. Венгеров и Н.Н. Федосеева. Явление недостаточно описанное, ставящее ряд вопросов: виды, цели и задачи такого обслуживания, информационный процесс обслуживания граждан РФ государством, субъект, объект, система и уровни такого обслуживания, методы, средства, механизмы. Выше указанные и другие категории относятся к самостоятельному направлению исследований в теории государства и права, поэтому целью моей дальнейшей работы будет являться глобальное и комплексное изучение информационной функции правового государства.   Литература: 1. Суханов А.П. Информация в жизни человека. М. 1983. С 18 2. Бачило И.Л., Волоткин В.А., Копылов В.А., Кристальный Б.В., Курило А.П. О проблемах законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности//Проблемы информатизации.1995.С 3-4 3. ФЗ №149 от 27.07.2006Об информации, информационных технологиях и о защите информации // Российская газета. № 165. 29.07.2006. 4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000. С. 152 - 153, 239. 5. Талапина Э.В. К вопросу об информационной функции государства//Информационное общество 2002. №1. С. 27 6. Василенко И. Информационное государство и теория государственного управления//Государственная служба.№1(33). 2005. С 46 © Русинова ДС., 2012 Русинова Д.С., студентка, научный руководитель: к.ю.н., доцент Цуканов А.Н., Пермский государственный педагогический университет, г. Пермь Материалы по теме ИСТОЧНИК// Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года)

Загрузка комментариев...