[caption id="attachment_27395" align="alignnone" width="180" caption="Возникновение института президентства в России"][/caption] Раздел I: «Теория и история государства и права» Данная работа ставит своей целью доказать выдвинутое в названии утверждение о том, что возникновение института президентства в последние годы существования Советского государства оказало значительное влияние на форму государственного устройства страны. Всесторонний анализ института президентской власти в СССР, наряду с определением наиболее оптимальной формы государственного территориального устройства являются наиболее востребованными темами для исследования. В ходе написания данной работы использовались труды и выдержки из них, таких авторов как С.А. Авакьяна1, М.В. Баглая2, А.А. Собчака3, М.Н. Марченко4, К.В. Кудряшова5. В ходе проведения исследования перед нами стояла цель провести всесторонний анализ причин введения института президентства, и то, какое влияние он оказывает на государственное устройство. Для этого были использованы результаты ранее проведенных нами работ. Были сделаны следующие выводы: Во-первых, вплоть до проведения реформ 1988 года СССР был государством с чисто «формальными» атрибутами федерации. В чем же проявился указанный «социалистический унитаризм»? – В централизованной и всесильной однопартийной системе, господствующей идеологии коммунизма. Консолидирующую роль также играла плановая экономика и подмена этнического многообразия квази-нацией – «советский народ». Профессором П. Гронским сделал вывод о том, что СССР нельзя назвать ни государством, ни федерацией и такое образование может в любой момент исчезнуть. Под внешним обличьем федеративного строя скрыта политическая действительность всевластной диктатуры союзного ВЦИКа (впоследствии Верховного совета СССР), находящегося в полном распоряжении Коммунистической партии6.Именно она была реальным источником всей законодательной политики, и ее структуры контролировали все другие правительственные органы. Но централизованная партийная иерархия не имела ничего общего с федеративными принципами, тем самым превращая все эти формальные конституционные принципы советского федерализма в фикцию. Во-вторых, начавшиеся преобразования поставили перед собой цель соединить идеи либерализма с социалистическими ценностями. Для этого серьезно была изменена система государственных органов: введено разделение властей (на которую власть надеялась как на «панацею от всех бед») и прямые выборы в представительные органы. Главным результатом реформы стало перераспределение властных полномочий от партийных структур к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было самым сильным ударом по партийной номенклатуре за все годы ее существования, так как подрывало сами основы ее существования. Деморализованная от проведенных реформ и «обозленная» коммунистическая партия уже не могла обеспечить для лица, занимающего в ней пост генерального секретаря, взаимодействия с союзными республиками. В-третьих, ослабление КПСС, в свою очередь, начало разваливать так называемую вертикаль власти «генеральный секретарь – первый секретарь союзной республики». Без неё очень скоро в республиках на почве национализма развалилась и идея единого советского народа, начались центробежные тенденции. В-четвертых, введение поста президента СССР еще было попыткой построить новую вертикаль власти с главами союзных республик. Вот что поэтому поводу пишет А.А. Собчак: «…Президент в такой стране, как наша, особенно необходим. В рамках унитарного государства возможно существование и иной властной вертикали, но в рамках государства союзного, и особенно при стремлении к конфедерации… во главе страны необходим человек, обладающий всей полнотой властных полномочий, которые предполагает демократия. А это и есть Президент. Он выполняет роль арбитра в спорах между республиками…». Создание поста Президента союза положило начало создания аналогичной должности в союзных республиках, что позволило укрепить свою власть местным лидерам. Осознав все её полноту, они уже не хотели делиться с центром. Поэтому к концу 1990 года о СССР можно смело говорить как о конфедерации. Отмена шестой статьи конституции СССР 1978 года и введение поста Президента союза совпали по времени. Отмена первого запустило механизм распада советского государства, а институт президентства послужил катализатором этого процесса. Создание данного органа не лишено оптимизма и попытки спасти гибнущую страну. Литература: 1.Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционного статуса // Вест. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. – 1998. – №1. 2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. – 6-е изд., изм. И доп. – М.: Нориа, 2007. – 778 с. 3.Собчак А.А. Хождение во власть. – Рассказ о рождении парламента. – М.: Изд-во «Новости», 1991. – 272 с. 4.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с. 5.Кудряшов К.В. Необходимость учреждения поста Президента в РФ в начале 90-х годов – историко-теоретический аспект [Электронный ресурс] // Юрклуб. – Режим доступа: http://www.jourclub.ru/. 6.Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900-1940 гг.: Учебник / Л.Н. Жарова, И.А. Мишина. – М.: 1992. – 370 с. © Козыревский А.В., 2012 Козыревский А.В., студент, научный руководитель: к.ю.н., доцент Туманов Д.Ю., филиал Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны Материалы по теме ИСТОЧНИК// Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года)