О практике исполнения законодательства в Пермском крае в области регулирования тарифов и надбавок в части разработки, утверждения и реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Прокуратурой Пермского края обобщена практика исполнения законодательства в сфере регулирования тарифов и надбавок в части разработки, утверждения и реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры является основополагающим документом по развитию систем коммунальной инфраструктуры, которые в немалой степени должны способствовать росту качества предоставляемых услуг. Пунктом 23 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры определяются как документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами. Сроки разработки, а также утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее – ПКР) определены Градостроительным кодексом РФ, распоряжением Правительства РФ от 22.08.2011 № 1493-р (в редакции от 04.02.2013 № 112-р) «Об утверждении плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций и перечней пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры, координацию реализации которых осуществляют Минэкономразвития России и Минрегион России» до 31.12.2013. Обобщение показало, что в большинстве муниципальных образований края на сегодняшний день осуществляется разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Вместе с тем в ряде территорий муниципальные образования не укладываются в установленные сроки разработки ПКР. Основными проблемами при разработке программ являются недостаток денежных средств на их разработку, отсутствие в территориях края специализированных организаций, занимающихся разработкой ПКР. При этом на территории г. Перми, г. Соликамска, г. Кудымкара, г. Березники программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры уже приняты и действуют. В связи с тем что отдельные муниципальные образования до настоящего времени не приступили к разработке ПКР, ряд прокуроров инициировал обращения в суд с заявлениями о понуждении органов местного самоуправления принять меры к разработке таких программ (г. Кизел, г. Лысьва, Пермский район). Заявления прокуроров удовлетворены. По итогам оценки законности действующих программ выявлены нарушения в части несоответствия программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры генеральным планам поселений, городских округов. Так, прокурором г. Перми установлено, что один из разделов Генерального плана города Перми предусматривает реконструкцию Чусовских очистных сооружений с иными показателями производительности, чем Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Перми. Вместе с тем согласно ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» ПКР систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа. В целях устранения нарушений прокуратурой города в Пермскую городскую Думу внесено представление об устранении нарушений законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Анализ информации контролирующих органов, докладных записок прокуроров показал, что степень износа сетей коммунального хозяйства на территории края достаточно высокая и составляет в среднем по краю от 60% до 80%, в отдельных территориях превышает 80% (г. Александровск, г. Кизел, г. Горнозаводск, г. Гремячинск и др.). Вследствие этого требуется привлечение значительных инвестиций в целях модернизации названных объектов. Финансирование модернизации объектов коммунальной инфраструктуры возможно в рамках инвестиционных программ по развитию систем коммунальной инфраструктуры. Настоящие программы являются неотъемлемой частью развития коммунальной инфраструктуры. Инвестиционная программа по развитию системы коммунальной инфраструктуры – это программа организации коммунального комплекса, имеющая целью финансирование строительства, реконструкции (модернизации) систем коммунальной инфраструктуры. В «проблемных» территориях (г. Александровск, Горнозаводский район) края принятие инвестиционных программ ресурсоснабжающими организациями, организациями коммунального комплекса необходимо ввиду высокой степени износа сетей. Согласно информации Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в крае в 2012 г. реализовывались 24 инвестиционные программы в сфере коммунального хозяйства. Следует отметить, что при реализации ряда программ устанавливались инвестиционные надбавки к тарифу для потребителей (ООО «Новогор-Прикамье» (г. Пермь), ООО «Водоканал» (г. Соликамск). При этом осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ на конкретные исполнительные органы государственной власти края до настоящего времени не возложено. Исполнение мероприятий программ, реализуемых на территории края, органами исполнительной власти не контролируется. В связи с этим 16.07.2013 прокуратурой края губернатору внесено представление в целях принятия исполнительными органами государственной власти края мер по включению контрольных полномочий в соответствующие Положения. Проверки фактической реализации инвестиционных программ имеют определяющие значение, поскольку инвестиционная составляющая на реализацию таких программ закладывается Региональной энергетической комиссией края, в том числе в тарифы на коммунальные услуги. Ненадлежащее выполнение инвестиционных и производственных программ, выполнение их с нарушением сроков может способствовать необоснованному росту тарифов на коммунальные услуги, включению в них необоснованных затрат, в том числе на реализацию инвестиционных программ, при прежнем качестве предоставляемых коммунальных услуг населению ввиду отсутствия модернизации систем коммунальной инфраструктуры. В связи с этим вопрос обеспечения законности в названной сфере правоотношений должен находиться на постоянном контроле органов прокуратуры. Екатерина Летова, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в финансовой бюджетной сфере управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края. Первый пермский правовой портал Материалы по теме