[caption id="attachment_27442" align="alignnone" width="180" caption="История охраны археологического наследия в России"][/caption] Раздел I: «Теория и история государства и права» В связи с особой важностью археологических объектов как особого вида культурных ценностей и необходимостью осуществления своевременной и эффективной их защиты, изучение отечественного опыта сохранения археологических объектов имеет большое значение. Об осознанной и целенаправленной деятельности по сохранению археологического наследия мы можем судить только с конца XVII начала XVIIIвека. Однако интерес и установки на бережное отношение к нему существовали и в предшествующие века. Согласно археологическим исследованиям, еще в первобытную эпоху особо почитались древние захоронения и места культа. Если верить летописным преданиям, киевский князь Владимир начал собирать реликвии в своих походах на Корсунь. В Средние века меры по сохранению предпринимались по большей части к религиозным объектам. Сами церкви и монастыри были единственными местами сохранения древностей. В исследованиях XVII века говорится о раритетах, которые хранились в домах знати и царских покоях2. Примерно в это время государство начинает проявлять практический интерес к памятникам археологии. Указания на курганы и городища уже встречаются, однако больше как на географические ориентиры. Обнаруженные в подобных местах объекты нередко переплавлялись, терялись. Уже тогда кладоискательство, разграбление городищ и курганов, по свидетельствам современников, приобрело значительный размах3. Это стало особым промыслом, профессией – «бугровщики» передавали свои навыки последующим поколениям. Этот факт привлек внимание правительства. Хотя дошедшие документы и свидетельствуют о возникновении государственного интереса, он скорее связан не с целями охраны, а с желанием получать сведения о местонахождении драгоценных металлов. Эпоха Петра I примечательна открытием первого музея, а также указом правителя приносить необыкновенные вещи со всех городов. Указ касался археологических объектов найденных в земле и под водой: каменья, кости, оружие, что «старо и необыкновенно». В 1718 году Петр устанавливает даже размер вознаграждения за находки – уникальный случай! Был издан и специальный указ «О покупке в Сибири куриозных вещей»1721 года. Конечно, понятия «старые» и «курьезные» могли трактоваться очень широко. Но именно акты Петра стали первыми в деле охраны археологического наследия. При Екатерине II было установлено жесткое наказание за разграбление курганов. Предусмотрено практическое использование археологических объектов, так как в топографических планах должны быть указаны курганы и древние развалины. В XVIII веке в эпоху первых археологических экспедиций, появляются первые инструкции-анкеты, чьими современными аналогами можно назвать должностные инструкции археологов. Их авторами были такие выдающиеся люди, как М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. В целом к началу XIX века в России не была создана система охраны археологических памятников, не было учреждений, занимающихся сохранением и учетом древностей. Указы носили общий характер, вопросы охраны и защиты наследия имели второстепенное значение, виды и степень ответственности за разрушения обычно не были закреплены. В 20–30 годах XIX века Правительство Российской империи издает указы по пресечению бесконтрольных раскопок. В 1841 году передача древних монет и других найденных достопримечательных вещей государству стала обязательной. По сути, этот порядок существует до сих пор. Хотя в 1859 году была создана Императорская археологическая комиссия, в сфере охраны исторического наследия действовало еще порядка десяти комитетов и департаментов, основным недостатком законодательства было отсутствие единого закона об охране памятников старины. Попытки разработать и принять подобный закон велись вплоть до Первой Мировой войны при активной поддержке Всероссийских археологических съездов. Деятельность упомянутой комиссии по контролю, выдаче именных разрешений (аналогичных новым открытым листам), собиранию объектов для передачи их в музеи, составлению исследований, отчетов и публикаций, единой системы учета, в наше время дублируется целым рядом государственных органов! В Советское время первым профильным документом, играющим большую роль в деле охраны памятников, стал Декрет ВЦИК и СНК 1924 года4. Документ выделял памятники археологии и подробно раскрывал, что к ним относится, а также предусматривал особые меры охраны. Впервые официально запрещались: распашка, раскопки в хозяйственных целях, использование археологических объектов как строительного материала, устанавливались охранные зоны и практика выдачи открытых листов. Случайные находки, как и в XIX веке, передавались в государственные музеи. Главным новшеством стало введение уголовной ответственности за сокрытие отдельных предметов и кладов. С 20-х годов археологические объекты делились на объекты всесоюзного и местного значения. Постановление 1934 года содержало передовые идеи о создании археологических заповедников, а также проведении подробных археологических исследований организациями, собирающимися уничтожить памятник. Единый реестр археологических памятников союзного значения был составлен в 1935 году. Советская система была довольно крепкой и эффективной. Лишь в 1978 году был принят соответствующий закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Таким образом, в советское время были заложены зконодательные основы в сфере защиты археологического наследия, но охрана не носила системного характера. РФ многое взяла от советской системы, однако процесс формирования новой законодательной базы прошел болезненно. Пострадали сотни памятников археологии, причинен невосполнимый ущерб археологическому наследию. Действующий закон должен быть существенно изменен в части охраны археологических объектов5. Он должен учитывать богатый исторический опыт регулирования в этой сфере, а также соответствовать международным стандартам. Литература: 1.Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.,1990. С.132 2.Замятнин С.Н. Первая русская инструкция для раскопок. СА. 1950. Т.13. С.287 3.Охрана памятников истории и культуры: Сб. документов. М., 1973. С. 38-40. 4. ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ 01.07.2002. С. 2519 © Соколова П.А., 2012 Соколова П.А., студентка, научный руководитель: к.ю.н., доцент, Чернядьева Н.А., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Материалы по теме ИСТОЧНИК// Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года)