Общественное сознание россиян растёт день ото дня. Поэтому никто не будет спорить с тем, что исследование избирательных систем в том числе в городских выборах, сегодня актуально как никогда. Местное самоуправление — тоже часть вертикали власти, только отвечает оно за более приземлённые нужды граждан — больницы, школы, транспорт и так далее. Выборы создают законные основания для для деятельности должностных лиц, поэтому и должны быть максимально законными. Для демократического общества свободные и честные выборы, многопартийность являются основополагающими институтами общественной жизни. Сегодня законодательное развитие избирательной системы в целом направлено в сторону пропорциональной системы выборов. Нормативно-правовых актов, которые определяют порядок выборов, больше тысячи. Все они составлены на основании Конституции. Законы об общей организации выборов существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. При этом полномочия субъектов и Федерации по-разному распределены по трём основным сторонам муниципальных выборов. Порядок проведения городских выборов определяют субъекты Федерации. Гарантии и защиту избирательных прав граждан осуществляют совместно и Федерация и её субъекты. Также в общей компетенции находятся подготовка муниципальных выборов, проведение, подведение итогов. Регулирование и защита избирательных прав граждан находятся в ведении РФ. Таким образом, регулирование права на выбор осуществляется по всей вертикали власти. Не последнее слово в осуществлении избирательных прав принадлежит и уставам городов. Однако в существующую систему кроме российских законов входит также Европейская хартия местного самоуправления, общепризнанный международный документ в области избирательного права. В этом документе установлены стандарты демократических выборов, в частности муниципальных, которые Россия приняла в рамках международных обязательств. В хартии местное самоуправление понимается как право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Осуществляют это право советы или собрания, которые выбраны в форме свободного, тайного, равного и прямого голосования. Согласно законодательству России, определять систему выборов должен представительный орган субъекта РФ. При этом по закону определять систему выборов в зависимости от условий могут сами города. Практически на разных уровнях выборов применяется мажоритарная система, пропорциональная либо смешанная. При мажоритарной системе кандидаты могут самовыдвигаться независимо от партий, при этом уже избранного депутата можно отозвать в случае, если он не выполняет требования избирателей. Но при этой системе получается неучтённым мнение меньшинства, кандидаты которых не проходят определённый барьер голосов, и потому не представлены в советах иили собраниях, а это делает такую систему выборов не совсем справедливой. Но зато мажоритарная система создаёт более тесную связь избранных со своими избирателями. При пропорциональной системе выборов политическое меньшинство избрано в соответствии с поданными голосами. Но при этом не может быть независимых кандидатов. А это косвенно нарушает пассивные права, т.е., право каждого кражданина независимо от его политической принадлежности быть избранным в органы управления. По этому поводу в Верховный суд страны был подан иск. Однако суды, в том числе и Верховный суд, считают, что по законодательству это право гражданина может быть реализовано с помощью обращения в любую партию, чтобы на выборах выдвигаться в её списках. Так, по их мнению, гражданин, который хочет быть выбран в органы власти, должен изучить программу партий и выбрать наиболее близкую ему. С другой стороны, применение пропорциональной системы не очень удобно при малом количестве депутатов. В целом специалисты считают, что возможность отзыва депутатского мандата должна быть закреплена законодательно независимо от существующей системы выборов, поскольку иначе между депутатом и избирателями нет никакой связи вовсе, и поведение депутата зависит лишь от партии. Президент Д.А. Медведев обращался с просьбой ввести пропорциональную систему на выборах в местное самоуправление. По мнению Президента, политическая конкуренция на низовом уровне способствует укреплению доверия граждан к партийной системе, а у партий повышает ответственность перед избирателями. В настоящее время специалисты решают, как именно проще всего внедрить пропорциональную систему на всей территории страны. Проще всего, конечно, изменить Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Затем возможно одновременное внесение изменений в законодательство субъектов Федерации. При этом пропорциональную или смешанную систему можно будет применять только к муниципальным образованиям, где численность населения не меньше 30 тыс. Это необходимо для правильного распределения депутатских мандатов. Но максимально демократичной соответствующей конституции была бы передача возможности выбора избирательной системы законодателям самих муниципальных образований. Мария Лукашина Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал